Покоряя Южный Урал, или Суровое лето для непьющих туристов

Август 19, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Избранные публикации "МТ", Путешествия, Спорт / Экстрим, Страницы из блокнота.

Мы уже рассказывали о зимних приключениях молодых туристов, которые сигаретам и алкоголю предпочитают общение с природой. Сегодня же поведаем об их вояже на Южный Урал, в котором принял участие и корреспондент «МТ».

003

Нынешнее лето давно располагало к тому, чтобы вырваться из дымного плена городской духоты: предложение от старых знакомых съездить на неделю на Южный Урал я воспринял на ура. Снарядив две японские иномарки палатками, спальниками, рюкзаками, пенками, консервами, удочками и прочим необходимым туристическим скарбом, мы отправились в путь.

Киндерлинские привидения

Киндерлинская пещера, или пещера имени 30-летия Победы, что в Башкирии, достигающая в длину почти 8000(!) метров, значилась в нашем списке точкой №1. В этом регионе находятся передовые низкогорные хребты Южного Урала.

От речушки под названием Зелим, что находится у подножия гор, до пещеры – около ста метров подъема вверх. Пройти мимо очень сложно – вход у нее огромный, приближаясь к которому ощущаешь блаженную прохладу кондиционера. Дело в том, что там находится самый протяженный в пещерах ледник. После дерзкого стометрового подъема на 35-градусной жаре окунуться в манящую прохладу ледника – потрясающее ощущение! Блаженное состояние прервали таблички над головами, которые настойчиво призывали не оставлять на стенах пещеры надписи а-ля «Вася любит Машу» и не справлять в укромных местах свою нужду. Вняв сему посланию, мы включили фонари и шагнули в киндерлинскую темноту.

002

Первым делом нас встретил огромный ледяной колодец, края которого обрывались острыми зазубринами. Становилось холодно – температура приближалась к нулевой отметке. Спустившись с помощью веревки чуть ниже, мы попали в зал, где нас ждала «Снежная королева» – ледяной сталагмит, через 50 метров – «Пагода», но уже кальцитовый. Казалось, что последний сталагмит был сотворен не природой, а будто слеплен из множества миниатюрных человеческих тел. Под ногами то и дело хрустели кости. Тех, кто не дружит с человеческой анатомией, подобная экзотика может напугать, но это были коровьи останки, а причина их нахождения здесь – юмор спелеологов. Далее коридор раздваивался: налево вел узенький ход в небольшую комнату с рукотворным столом, сделанным из куска большого камня, направо нужно было подниматься по лестнице – на второй ярус пещеры.

008

Каменная тропинка второго яруса ведет к «Шкуродеру» – лазу, ширина которого меньше метра, высота же около 30 сантиметров. Честно говоря, его преодоление испытание не из легких. По-змеиному цепляясь одеждой и снаряжением за многочисленные острые холодные выступы, надо проползти к следующей тропинке, где можно разогнуться. Тут мы добрались до «Люстрового» зала – большое каменное пространство, потолок которого украшали сталактиты. На этом путешествие по пещере Победы мы решили завершить, так как у нас собой не было специального снаряжения для спуска в глубь черных сводов. Но мы клятвенно пообещали друг другу, что на следующий год обязательно ее покорим, чего бы нам это не стоило.

Грязные и мокрые, мы спешили на выход. Эмоции переполняли нас, но весь обратный путь мы молчали, напоминая встречным туристам пещерных призраков – киндерлинских приведений.

В поисках святого старца

Второй точкой нашего путешествия стала еще одна пещера под названием Игнатьевская, которая располагается в Челябинской области. Она оказалась меньше предыдущей, но это не умаляло ее значимости. Вокруг нее ходит множество легенд и преданий. Согласно основной – в пещере жил старец по имени Игнатий, который молитвами лечил людей. Местные жители уверяют: этот Игнатий на самом деле император Александр I, оставивший мирскую суету, выбрав жизнь отшельника.

Так или иначе, но пещера оказалась увлекательной. Громадный вход, безусловно, впечатляет, правда, все позитивные эмоции от красоты природы нивелируются надписями на стенах, оставленными стремящимися к популярности туристами. Кроме «Здесь были…» в пещере есть удивительные послания из прошлого – наскальные рисунки эпохи палеолита. Ученые утверждают, что им не менее 14 тысяч(!) лет, однако понять, что нарисовано, очень сложно – время потрепало искусство наших предков. Ступая по широкому коридору, мы решили провести небольшой эксперимент: на минуту выключив все свои фонари, мы оказались в такой темноте, что мне невольно стало жалко Тома Сойера, которого Марк Твен отправлял покорять пещеру в Северной Америке.

012

Одной из достопримечательностей этой пещеры является комната под названием «Келья Игнатия» – в нее ведет лаз, расположенный на высоте трех метров от уровня пола. Говорят, что именно из этого лаза старец нашептывал свои целебные молитвы. Забравшись по прислоненному стволу березки в лаз и выдав «Отче наш», мы получили довольно громкое эхо. Далее лаз поворачивал налево и выводил в саму келью. Здесь на потолке мы вновь увидели многочисленные бурые рисунки, но изюминкой этой комнаты оказался высеченный в стене образ женщины. Местные жители не сомневаются, что это дело рук самого старца Игнатия, а каменная «фреска» изображает богоматерь – деву Марию.

Собрав пещерную грязь и захватив с собой с полкило мусора, оставленного нерадивыми туристами, мы направились к выходу. Наше путешествие продолжалось…

Батюшка Иремель

Испытанием на прочность для нашей команды стало восхождение на вторую по величине точку Южного Урала – гору Большой Иремель. До ее подножья мы добрались лишь к ночи и с удивлением обнаружили, что все вокруг пронизано рыночными принципами. Многочисленных туристов здесь ждут гостиница, баня, ужин, все, что душе угодно, – только плати. За 1500 рублей на УАЗике половину пути до вершины провезут.

Между тем мы начали свое восхождение. Высотой Иремель около 1600 метров над уровнем моря, но до вершины по тропе, по заверению местных обывателей, не менее пятнадцати километров. Места же вокруг живописные, кругом ручьи, огромные валуны, вековые сосны…

Первая стоянка на нашем пути была в «Трактире у Зайца». Так туристы прозвали площадку среди деревьев и кустов малины – вся она покрыта сочной изумрудной травой, а главным ее украшением является вырезанный в человеческий рост деревянный заяц. Вкусив местную малину и памятуя о рассказах про бродячих медведей, мы снова двинулись в путь. Постепенно растительность стала редеть, слева от тропы журчащий ручеек сменила огромная река с каменистым дном. До вершины оставалось около километра.

Поднявшись к платообразной вершине под названием «Кабан», мы разбили лагерь. Тут стоило основательно подкрепиться, ведь нам оставался последний, но очень важный рывок. Если до этого мы питались кашами и макаронами, сдобренными тушенкой, то теперь в ход пошел неприкосновенный запас: плиточный шоколад, орехи, изюм, сублимированное мясо, гусиный паштет – все это уплеталось за обе щеки, дабы набраться сил перед последним штурмом Иремеля. После обеда мы отправились на вершину.

053
Считается, что Иремель означает «седло богатыря». У башкир эта гора слыла священной, и подниматься на нее было строго запрещено. Также существуют и рассказы о летающих тарелках, но лично я видел лишь одну, которая прилетела в меня от моей жены, когда я слегка «поджарил» макароны. Надо сказать, забираться на гору – это дело не для слабых духом и телом, но результат того стоил. Обзор потрясающий! А с высоты птичьего полета виден практически весь Южный Урал! Бескрайняя тайга, озера, горы, горы, горы… Ночью мы наблюдали за десятками падающих звезд, и все загадывали желания, одно из которых было вернуться сюда еще раз.

Плод войны

Последней точкой нашего путешествия стало озеро Зюраткуль – огромный горный водоем, расположенный на высоте 724 метров над уровнем моря, к созданию которого приложили руку пленные немцы. Глядя на его масштабы, понимаешь, что солдаты вермахта сполна расплатились за первые годы Великой Отечественной: озеро кажется просто необъятным.

И хотя с одной стороны оно полностью застроено различными базами отдыха, выкачивающими деньги из отдыхающих, то с другой стороны совершенно дикое. Дно илистое, полно коряг, купаться здесь, мягко говоря, не очень приятно, зато рыбалка на Зюраткуле просто сумасшедшая. Огромные лещи плавают у самого берега, щуки не страшась заглатывают блесну, а от назойливого окуня просто нет отбоя. В озере насчитывается около 20 видов рыб, и ловить их можно практически любой снастью, но почему-то запрещено прикармливать рыбу хлебом.

Юго-западнее озера расположен хребет Нургуш – самый высокий в Челябинской области. Подниматься на него решились не все участники нашей вылазки на Урал, уж больно свежи были в памяти километры подъема на Большой Иремель.

Вот такой летний отдых получился у нашего клуба трезвых путешественников. Вместо турецких и египетских пляжей – горы и пещеры, о которых мало написать, их нужно еще хоть раз да увидеть.

На Урале побывал Тимур ГАЙНУТДИНОВ

Tags: , , , , , , , , ,

One Response to “Покоряя Южный Урал, или Суровое лето для непьющих туристов”

1. Елена:

Очень завидую Вам!!!!Вы побывали на моей Родине! Я родилась в Челябинской области и очень любила ходить в походы, а тем более в наши пещеры.Жаль,что не получается съездить в родной город Катав-Ивановск…