Житель Казани мог стать личным водителем Гагарина

Май 5, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Избранные публикации "МТ", Общество / Карьера / Хобби.

Житель Казани мог стать личным водителем Гагарина

Но ему помешал сосед по комнате

Весь этот год Россия отмечает полувековой юбилей первого полета человека в космос. Вечно улыбающийся образ Юрия Гагарина до сих пор не оставляет равнодушным большинство населения страны. У нас в республике немало людей, которые общались с ним лично. Один из таких счастливчиков – герой сегодняшней публикации «МТ» Ринат МУХАМЕТШИН. Он служил в специальной роте водителей первых космонавтов, полностью сформированной из татарстанских новобранцев.

mkl

– Когда нам, курсантам, обучающимся в школе ДОСААФ от военкомата на курсах водителей, объявили, что выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту, тут уж было не до уроков, – вспоминает исторический момент в жизни страны Ринат Мухаметшин. – Мы спустились на Баумана, и казалось, что там собрался весь город. Играла музыка, люди ликовали и говорили: «В космос полетел то ли татарин, то ли Гагарин». Но тогда я и предположить не мог, что через год сам буду служить с первыми покорителями космоса на одном аэродроме.

Встреча с героями

– В ноябре 1962 года меня в числе 96 новобранцев водителей-профессионалов призвали в ряды Советской Армии. Хотя по специальности я химик, к тому времени после окончания Казанского химико-технологического техникума работал начальником смены на заводе резинотехнических изделий. Все призывники были направлены в Подмосковье, в поселок Чкаловский, где находился ведомственный аэродром НИИ Военно-воздушных сил СССР. Отсюда Валерий Чкалов отправился в исторический беспосадочный полет через Северный полюс в Америку. Позже мы узнали, что здесь проходили испытание новые типы самолетов и там же проводили учебно-тренировочные полеты летчики-космонавты для поддержания формы. А каждому из них нужно было налетать по 60 часов в год. Наша техническая рота содержала в боевой готовности весь аэродром. Нас всех определили в одну часть. Так я попал в спецроту, где из 36 татарстанцев 16 человек были из Казани. Оказалось, что Татвоенкомат уже дважды направлял татарстанских ребят служить именно сюда.

Из 13 человек нашего призыва была создана отдельная группа «Космос». В начале мы все были в недоумении, почему ее так называют? А потом уж узнали, что они были персональными водителями первых космонавтов. Гариф Сайфиев из деревни Тлянче-Тамак Тукаевского района в течении трех лет до 1965 года возил самого Юрия Гагарина. К сожалению, сегодня его уже нет в живых.

«Звездная болезнь» им не грозила

– Конечно, по долгу службы нам приходилось часто встречаться с космонавтами. Скажу одно: все они были простыми и доступными, без амбиций и особой звездности. Юрий Гагарин всегда был в центре внимания, притягивал к себе особенным обаянием, чувством юмора, доброжелательностью. Космическая семья – Валентина Терешкова и Андриан Николаев, о которых ходили сплетни, будто бы их поженили в порядке эксперимента, создав семейную пару по заданию ЦК КПСС. Но, по-моему, это была идеальная пара, которая была неразлучна, и на аэродром они приезжали всегда вместе. Все видели, как Валя сидит и ждет мужа до окончания полета, переживая за него. Или наоборот. Павел Попович был вообще рубаха-парень. Он часто приходил к нам в клуб на концерты, чтобы послушать выступления солдат, да и сам хорошо пел.

Тогда Звездный городок только строился, и все космонавты с семьями жили в Чкаловском. Ребята, возвращаясь в часть после увольнения, рассказывали, что вместе с Валей Гагариной и дочерьми стояли в очереди в магазине. А персональная черная «Волга» первого космонавта стояла под окнами его дома. Мы даже с ребятами сфотографировались возле нее.

10 ценных автографов

– Когда мне оставалось до «дембеля» несколько дней, я стал думать, что же мне оставить на память о службе вместе с первыми космонавтами. Иметь фотоаппарат на военном аэродроме означало подвести себя под трибунал, а уж за съемку и подавно. Тогда я решил попросить у них автографы, а тиражированные фотокарточки можно было купить в киосках. Но для этого тоже нужна была решительность и смелость. В последние два дня до окончания службы попросился в наряд, потому что знал – в эти дни будут летать Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Андриан Николаев, Валерий Быковский, Павел Попович, Борис Егоров… Так мое смелое нахальство помогло получить автографы настоящих звезд неба и космоса. К сожалению, теперь многих тоже уже нет в живых.

«В каждом сидит татарин»

– Общаясь со мной, полковник Герман Титов как-то сказал: «Сержант Мухаметшин, у тебя улыбка, как у Юры Гагарина». Я отшучивался: «У меня улыбка чистокровного казанского татарина, а у Гагарина – улыбка казанского татарина». А выходец из Чувашии Андриан Николаев обращался ко мне как к земляку и любил повторять: «Хорошие летчики-татары были с нами в Оренбургском летном училище. И даже в нашей группе был один, но ему не повезло». Жаль, что я тогда постеснялся спросить – кто он и куда делся? Тогда я не понял смысла его слов и только позже узнал все подробности.

Одним из наиболее вероятных кандидатов на первый полет числился наш земляк Марс Рафиков, но за нарушение режима он был отчислен из отряда. А вместе с ним Иван Аникеев и Григорий Нелюбин, который тоже был одним из вероятных кандидатов. Летчик не смог пережить случившееся и впоследствии бросился под поезд.

Хочу сказать, что путь к звездам прокладывали и представители татарского народа. Руханил Гафуров, выпускник КАИ, работал вместе с пионерами ракетно-космической техники Сергеем Королевым, Валентином Глушко, Михаилом Янгелем. Посвятил освоению космоса более 30 лет. Летчик-инструктор Оренбургского летного училища Ядгар Акбулатов был личным инструктором первого космонавта. Рустам Утямышев, уроженец Кукмора, потомок известного рода купцов-меценатов, благотворителей, как военный медик, после запуска в космос собак Белки и Стрелки дал заключение, что человек выдержит такие загрузки, и вместе с Королевым готовил Гагарина в полет. Так что татары внесли большой вклад в развитие этой отрасли.

Не судьба

– А я ведь тоже мог стать водителем космонавта №1. Об этом мне позже наш замполит сказал: «Сержант Мухаметшин, вы ведь должны были работать на обслуге, а не на заправочной машине. Но на вас из Татвоенкомата пришла не очень лестная характеристика». Я сам был в недоумении, почему плохая? Ведь до армии был лучшим футболистом, участником художественной самодеятельности, рационализатором… И только после узнал всю правду от соседа по комнате, земляка-кукморовца Хайдара Зарипова.

Когда я был на работе, в общагу завода РТИ пришел полковник из Татвоенкомата. Он сказал, что меня через месяц призывают в армию на очень ответственную работу, и попросил дать характеристику. Хайдар, испугавшись, что меня призовут, наговорил, мол, я алкоголик, бабник, никому в общаге не даю покоя. Вот так он решил «отмазать» своего товарища.

Вообще-то я не жалею, что судьба повернулась иначе. Если бы я был в обслуге Гагарина, то тогда бы не смог ходить на подготовительные курсы в институт или меня могли уговорить остаться продолжить службу. А когда 1 августа 1965 года пришел вызов из КХТИ, я получил двухнедельный поощрительный отпуск и поступил на нефтяной факультет. Так для меня закончилась моя служба в Чкаловском.

Беседовала Альфия ГАНЕЕВА


Tags: , , , , , , , , , , ,

Comments are disabled