Зачем нужны субкультуры? / В Интернете развернулась битва их противников и сторонников

Апрель 7, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Избранные публикации "МТ", Культура / Шоу-бизнес, Неформат, Общество / Карьера / Хобби, Спорим.

Неформалы – феномен современной действительности, который мы должны признать. Но коль скоро общественность, скрепя сердце, принимает это явление, встает разумный вопрос: а чего, собственно говоря, ценного несут представители различных субкультур?

565

готик-лолита пришла к нам из Японии, но этот образ пришёлся по душе и российским девушкам

Они слушают тяжелую музыку, обожают мрачную атрибутику и яркий имидж, бросают вызов привычному строю, правилам и нормам. Среди них много тех, кто развивает свой духовный мир и занимается творчеством: рисует, поет, пишет стихи, играет на музыкальных инструментах, трудится до ночи в офисе, подрабатывает на заводе – словом, сам организовывает себе достойную жизнь. Предостаточно и тех, кого сложно отличить от тех же пресловутых врагов-гопников – проводят все дни в пьянках и тратят вымоленные родительские деньги на модные тряпки, гордо говоря: «Я неформал, я крутой!»

546

Не все готы ходят исключительно в чёрном, кибер-готы обожаю кислотные цвета и необычные аксессуары

Но вот только на рынке вакансий не видно активного спроса на позицию «Неформал универсальный, опыт работы 1-3 года»…
Причин, по которым становятся неформалами, много. Кто-то устал от безликости серой толпы, кто-то, отверженный ровесниками, замкнулся в себе. Кому-то добрые панки дали кассету «Короля и Шута», кого-то прикольные ребята готы позвали на кладбище. Одни вдохновились бунтарскими идеями, другие – яркими аксессуарами. Чьи-то родители фанатели от русского рока и зарубежного металла, чьи-то мечтают выбросить эту проклятую гитару сына, сорвав с него все цепи.

543

Панки создают свою моду

Вердикт тех, кто себя к неформалам не относит, сводится к одному: «Снимай побрякушки – иди, работай!» Уж очень распространено мнение, что стоит дать неформалу в руки лопату, он ее скорее переплавит на цепи, чем поможет по хозяйству.

Столкнувшись с оппонентами лоб в лоб, «цивилы» задают сокрушительные вопросы: «Ты где работаешь?», «Родителям помогаешь?», «Руками работать вообще умеешь?» и самое болезненное – «А на фига тебе все это сдалось?».
«А просто так!» – слышится в ответ, как в детской песенке про покрашенный холодильник.

321321

Красота-это тоже польза

История №1.

Найди 10 отличий

Андрей – будущий юрист. Живет отдельно от родителей, подрабатывает то охранником в торговом центре, то автомойщиком, то продавцом-консультантом. Его не нужно учить колоть дрова или готовить ужин. Он обожает пирсинг и мрачную одежду.
Музыка, которая рвется из его наушников по утрам, когда он добирается на учебу, традиционно именуется консервативными бабульками как «дьявольская». Фотография и правда – это круто, глупые вопросы и ложь – тупость. Он любит стихи о любви, приколы из Интернета, выпить пиво на шумных праздниках, хорошие философские и психологические книги, ругает отечественный кинематограф и плюет на чужое мнение. В меру добр и открыт, свои тараканы в голове. Тренажерный зал чередуется с рок-концертами любимых групп, девушки-неформалки – с обычными.
Андрей никогда не назовет себя неформалом, но именно таких людей – не превращающих субкультуру в пафос и ребячество – и стоит ими называть. Так что Андрей – явно не пришелец с другой планеты.

История №2.

«Я не изверг»

– Я играю в двух группах на барабанах, пишу стихи, песни, рассказы, работаю журналистом, на «отлично» учусь в престижном вузе, у меня красавец-парень, – описывает себя Алиса. – По вечерам хожу на рок-концерты и общаюсь со своими друзьями, которые, как и я, не пьют, не курят и верят в вечную любовь.
Когда того требует случай, я снимаю цепи и браслеты и выгляжу вполне мило, впрочем, как и во всем этом. Макияж у меня не сильно броский, да и не дырявлю себя пирсингом, не протыкаю татушками, не ругаюсь как сапожник.
Хочу стать музыкальным критиком и проводить журналистские расследования, чтобы восстанавливать справедливость и помогать людям. Не сильно похожа на ваши примитивные стереотипы и представления о неформалах-тунеядцах, да?
Друзья любят меня такой, какая есть. Хотя, что значит «такой, какая есть» – я же не изверг какой-то, не ущербный человек, воспитанный и порядочный гражданин, и даже личность. Не считаю, что меня нужно мыть, стирать, или как вы там говорите о «грязных неформалах»?

История №3.

«Не хотите ли оформить кредит?»

– Я работаю в банке, выдаю кредиты. Помогаю родителям, коплю на квартиру. А еще рисую, занимаюсь вокалом, обожаю что-нибудь сочинять, люблю хэнд-мейд, – раскрывает нам свою «цивильную» сущность Володя. – Многие подростки в наше время не могут выразить себя, их подстраивают под общую моду, общую манеру поведения. По-моему, это неправильно. Человека загоняют в рамки, не дают творчески развиваться, ему фактически диктуют образ жизни. Одинаковые прически, одни фразы, одежда по единым лекалам. И это наше будущее? Инкубатор какой-то… Даже в 80-е моя мама ходила в армейских брюках и слушала «Beatles», «Scorpions» и «Roxette». У меня много знакомых друзей-неформалов. Все, что я могу сказать о них – это творческие, открытые, позитивные люди, «люди-зажигалки». Без них просто будет скучно и грустно…

Мнение №1.

Быть индивидуалом

На форумах антинеформалов часто можно встретить тех, кто детально критикует своих врагов. Катя активно выступает против субкультур, причем против той же системы, с которой якобы неформалы борются:
– Быть неформалом какой-то субкультуры – это значит быть как все, – рассуждает девушка. – Неформальные движения выливаются обычно в полный бред, «псевдофрикоз» с какой-то, чаще всего утопической или даже суицидальной идеей. Надо быть индивидуалом. Если человек действительно отличается от всех, значит, он уже представляет интерес. Неформальные движения – это рамки, которые сделаны для того, чтобы склонные выделяться люди не могли развивать в себе личность. То есть когда человек имеет рамку, например «ПАНК», он ищет себе подобных людей с такими же взглядами и интересами. Он уже развивается в одном русле, и вот появляются ограничения. Так что неформальные движения крайне вредная штука, которая чаще всего убивает в человеке его особенность.

Мнение №2.

Подъезд жалко

Кого-то напрягает вандализм неформалов, которым, как считают некоторые, страдают все «чудики».
– Как можно восхищаться немытыми уродами? Как можно говорить, что люди, живущие ради бухалова, курева и всякой дряни, есть «интересная часть нашего общества»? – вопрошает анонимный Интернет-борец с «ниферами». – Наше общество опустилось до крайней стадии. И не надо нам никаких еще более опустившихся, грязных и мерзких неформалов. Такие уроды не настроены на созидание, а только на разрушение. Естественно, что хорошего может сделать вечно пьяный и обкуренный, грязный, вонючий и всегда черного цвета? Да ничего! Они гадят в моем подъезде, изрисовывают в нем стены, по ночам не дают спать! Занялись бы чем-то дельным, а то всякой брехней маются и мешают людям жить.

Мнение №3.

Болевой прием

Особенно интересно узнать претензии тех, кто не просто осуждает неформалов, а относится к ним крайне антагонистически – а именно гопников. Говорят они не очень адекватно, зато сколько эмоций:
– Если они не могут пояснить за пацана? значит, они черти! я танцевал брейк бывало тоже так одевался, но своим пацанам я пояснил! ниферы ведут себя как лохи позорные! вот и ответ на твой вопрос! и мне лично нет дела до Москвы, мне важны интересы моей КАЗАНИ!

БРЕЙК

Можно безостановочно проводить хоть сотню раундов, выбрать правильную точку зрения не получится. Несомненно, не все неформалы делают что-то полезное, впрочем, как и их «серые» ровесники. Через пару лет они могут вообще отойти от субкультур, могут продолжить верить в свои идеалы. Но считать, что все «цивилы» – серая масса, а все неформалы – общественные тунеядцы, глупо. Тут случай требует индивидуального разбирательства. Да только оно ни тем ни другим не надо.

В роли рефери — Кристина ГИЗАТУЛИНА


Comments are disabled