Что если ваша мечта – играть в симфоническом оркестре? Готовьте деньги!

Август 25, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Избранные публикации "МТ", Культура / Шоу-бизнес, Общество / Карьера / Хобби.

Чтобы стать музыкантом, мало быть просто талантливым человеком. Хорошо, если вы претендуете на роль певца эстрады. А что если ваша мечта – играть, скажем, в симфоническом оркестре? Тогда к таланту не помешает присовокупить внушительный кошелек…

Сразу возникает вопрос: для чего начинающему музыканту деньги? В первую очередь, для покупки инструмента. Он понадобится не только при трудоустройстве, например, в оркестр или какой-нибудь небольшой ансамбль, а уже при поступлении в музыкальное училище. Это сапожник может быть без сапог. А музыкант обязан иметь инструмент, чтобы и днем, и ночью совершенствовать свое мастерство, то есть репетировать. К сожалению, обеспечить артистов необходимыми инструментами в Казани не могут: хочешь играть – раскошеливайся. В среднем один хороший музыкальный инструмент, например, альт, стоит около 50 тысяч рублей. При этом не все можно купить в Казани. Многие музыканты заказывают инструменты в лучшем случае в Москве или Санкт-Петербурге, а иногда их привозят из Европы.

playing_viola

– Свой альт я заказывала в Москве. Обошелся он мне в 56 тысяч рублей, естественно, не считая денег, потраченных на дорогу, – рассказала «МТ» студентка музыкального училища Айсылу МИФТАХОВА. – В Казани я нашла всего три альта, но ни один из них мне не подошел.

Айсылу является «наемным» музыкантом – работает по заказам. Приглашений много: все лето молодой музыкант гастролировала по России, звали даже в Европу. Правда, поехать не удалось. Айсылу столкнулась с еще одной проблемой – девушка не успела оформить паспорт для своего инструмента. По закону все смычковые инструменты требуют обязательной регистрации. Если паспорта на инструмент нет, на таможне его попросту не пропустят.

– Паспорт требуют не только для самого альта, но даже для смычка, – говорит Айсылу. – Его оформление тоже занимает немало времени. Однако ни принимающая сторона, ни ансамбль, представителем которого ты являешься, в данном вопросе участия не принимают. Все приходится делать самой. К тому же на концерт выезжаешь со своим инструментом. Ощущение, что несешь с собой чемодан денег. За его сохранность, естественно, отвечаешь тоже сама.

Кстати, о сохранности. Недавно подруга и коллега Айсылу Алина попала в неприятную ситуацию – разбила свою скрипку во время репетиции одного из концертов. Денег на покупку нового инструмента у девушки не оказалось. Алина решила попытать счастье: написала заявление на имя директора ансамбля, в котором играет, с просьбой возместить ущерб. «Да, инструмент ты разбила сама, но произошло же это на работе, значит, и ущерб должен возмещать работодатель», – вторили подруги Алине. Но на деле добиться правды оказалось намного сложнее.

– Заявление мое приняли, но сначала в возмещении ущерба отказали. Сама разбила – сама разбирайся. Однако потом мне удалось добиться правды: спустя полгода деньги на мой счет все же были переведены. Отношения с ансамблем, конечно, стали натянутыми. Из молодого и перспективного музыканта Алина тут же превратилась в скандалистку – так ее поспешили окрестить в родном коллективе.

– К сожалению, заработки музыкантов не такие большие. За одно выступление мы получаем в среднем по 5 тысяч. А ведь выступлений может быть очень мало, – говорит Алина. – Вот и посчитайте, сколько нам нужно работать, чтобы заработать на новый инструмент!

В оркестрах и ансамблях Татарстана недоумевают, почему музыканты сетуют, что им не предоставляют инструменты, когда даже на репетиции они приходят со своими скрипками и альтами.

melikhovi

– Попробуйте музыканту подсунуть чужой инструмент, он же не будет на нем играть! Понятное дело пианисты или виолончелисты. Согласитесь, пианино далеко не унесешь, приходится играть на том, что есть, – говорит концертмейстер Ольга КИЛЬДЮШОВА. – В каждом оркестре есть определенное количество инструментов, но на них почти никто не играет, потому что они не настроены или просто не подходят. Но, извините, выделять деньги на покупку индивидуальных инструментов мы не можем – таких средств у нас нет. К тому же составы наших коллективов постоянно меняются, при таком раскладе об этом вообще не может идти и речи. И потом, оправдать купленный пусть даже за большие деньги музыкальный инструмент можно. Главное – не сидеть на месте: много репетировать и быть в курсе всех фестивалей, чтобы вовремя подать заявку.

Везет же некоторым!

Впрочем, не у всех такая аховая ситуация. И если участники некоторых оркестров вынуждены покупать инструменты сами, то кому-то все это достается задаром. Все дело в престиже. Например, с приходом на пост руководителя Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский начал активный пиар. Куча благотворительных мероприятий, постоянное сотрудничество со СМИ, помощь в рекламировании Универсиады… Результат налицо – оркестр начал очередной концертный сезон с новыми инструментами. Платить за них никому не пришлось, ведь оркестр неплохо финансируется.

Новую партию музыкальных инструментов для казанцев специально привезли из Кремоны в начале августа. К работе по их подбору приступили еще весной этого года – именно тогда концертмейстер группы первых скрипок Сергей Емельянов отправился в Италию, дабы отобрать лучшие инструменты.

Емельяновым были отобраны 6 скрипок, причем не простых, а сделанных ведущими итальянскими мастерами в конце XIX – начале XX века. Заказ был сделан в мастерской Эрика Блота, именно у него покупают инструменты ведущие театры со всего мира, в том числе «Ла Скала».

Помимо всего прочего, для прослушивания инструментов в Кремону были приглашены специалисты из Швейцарии – помощник концертмейстера Базельского симфонического оркестра Александр Ужинский, альтисты, солист одного из швейцарских оркестров, виолончелисты.

Такое внушительное количество музыкантов было необходимо, чтобы подобрать для госоркестра РТ по два альта и виолончели и один 5-струнный контрабас! Выбор пал именно на итальянские инструменты благодаря их достаточно мощному звуку, прекрасному тембру и, как следствие, великолепному звучанию.

img_4830

– При подборе альтов учитывался также размер инструментов: по просьбе наших музыкантов размер не должен превышать 41 сантиметра, – поделился с журналистами руководитель оркестра.

При этом инструмент должен на всех струнах звучать одинаково. Приобретались инструменты для республиканского оркестра в идеальном состоянии, несмотря на свой солидный возраст. Помимо струнных, закупили ударные, духовые, медные духовые и деревянные инструменты.

Вот она, страшная несправедливость – тем, кто играет в более престижном оркестре, на инструменты тратиться не приходится. А зарабатывают ведь они, надо полагать, куда больше, им легче позволить себе дорогостоящие инструменты.

Что почем?

Самую дешевую трубу стандартной модели в Казани можно приобрести по цене от 20 тысяч рублей. Верхний порог практически не регламентирован. При поиске в музыкальных магазинах Казани самой дорогой оказалась труба за 204 тысячи.

А вот, например, самая недорогая ударная установка в обычном казанском магазине опустошит кошелек тысяч на 20. Но если вы хотите приобрести максимально качественный инструмент, то разориться придется почти на 300 тысяч.

Что касается скрипичных, то приличная скрипка встанет в 17-18 тысяч «деревянных». Но главным разорителем окажется виолончель. Более-менее нормальная модель стоит около 70 тысяч рублей.

michurin

Кажется, что отнюдь недорогим инструментом является флейта. Но самая дорогая, что мы нашли в Казани, стоит 93 тысячи рублей. А вот стоимость фортепиано начинается от 16 тысяч рублей и доходит практически до бесконечности.

Для профессионального же оркестра приходится заказывать самые лучшие музыкальные инструменты, которые даже если и покупаются в Казани, то обходятся в весьма кругленькую сумму.

Алина ПЕЧЕРСКАЯ, Елена ЯКОВЛЕВА


Tags: , , , ,

Comments are disabled