«Тартар» приближал победу с татарским воином на гербе

Июль 7, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Избранные публикации "МТ", Общество / Карьера / Хобби, Страницы из блокнота.

После двух недель начала Великой Отечественной войны были сданы Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина. Немецкие войска стояли на пороге Ленинграда… В конце лета в Архангельск прибыл первый союзный конвой из Англии со стратегическими грузами и военной техникой для Красной Армии. И вот, спустя 66 лет после окончания войны, участники конвоев Союзных стран должны встретиться вновь в Архангельске. Ожидается прибытие и глав правительств, в том числе Президента США Барака Обамы.

1419679

В 2000 году мы уже встречались с группой участников проводки этих конвоев – моряков Британского королевского флота в составе Гордона Лонга, Дэвида Эванса и Джефри Лейтча, прибывших в Татарстан. Что же они хотели увидеть тогда в нашей республике, находящейся в тысяче с лишним километров от северных морей?

Полвека борьбы с работорговцами

Оказывается, имеется предыстория трехвековой давности. Англичане интересовались тогда древней страной, расположенной между двумя великими реками – Волгой и Камой, и называли ее Тартарией. В 1692 году даже присылали молодому русскому царю Петру I карту Тартарии, составленную ученым-путешественником Николо Витсеном.

Еще более удивительно, что в 1700 году англичане в честь этой загадочной для них земли построили и спустили на воду 30-пушечный бриг «Тартар», предназначенный для борьбы с работорговцами. Это был мощный корабль, который успешно выполнял задания правительства более полувека, освободив тысячи узников, уничтожив немало пиратских судов.

Достойные наследники

Вскоре вступил в строй новый, 40-пушечный фрегат «Тартар», прослуживший тоже долго – 44 года. В то время он был самым быстроходным и маневренным судном, его экипаж успешно сражался с испанскими и португальскими работорговцами, а также участвовал в гонке военных кораблей, которые стартовали 28 марта 1764 года в Плимуте. «Тартар» одним из первых дошел до острова Барбадос в Карибском бассейне. На нем испытывались новые навигационные приборы, принятые затем на вооружение судов во всех странах.

d181d0b5d0b2d0b5d180d0bdd18bd0b9-d0bad0bed0bdd0b2d0bed0b9

Следующим был 60-пушечный французский бриг, захваченный в бою и переименованный в «Тартар». С 1800 года по 1811 год британский флаг развевался на небольшом шлюпе, а одноименный парусник, построенный в 1830 году, имел уже паровую машину и был недосягаем для противника. В период Крымской войны англичане увели русский корвет «Воин», переименовав его в «Тартар». Но самым мощным среди кораблей-тезок был крейсер (1886-1906), превратившийся затем в миноносец.

Затем наступил перерыв, пока в 1937 году не был спущен на воду эсминец «Тартар», на котором побывал Уинстон Черчилль, который и благословил экипаж. Увидев герб корабля с изображением татарского воина, глава Британского правительства сказал, что корабль и его экипаж будет охранять Аллах…

Счастливым всегда везет

Вот этот эсминец и принимал активное участие в проводке судов «Полярных конвоев» для СССР. По указанию Черчилля он получил прозвище «Lucky» – «Счастливый», и, как оказалось, заслуженно. В жестоких схватках с немецкими подводными лодками и самолетами в Норвежском и Баренцевом морях он понес минимальные потери личного состава, а сам сбил три самолета, потопил подводную лодку, повредил немало других вражеских судов. Этот эсминец прослужил до 1956 года. Потом появлялись один за другим фрегаты с этим странным именем, которые пользовались и пользуются у моряков Британского флота большой любовью и уважением.

Так более трехсот лет служат Англии корабли с этим странным именем, постоянно напоминая древний Татарстан. И ни один другой военный корабль не может похвастаться столь древней и славной историей. Вот почему и побывали у нас британские моряки.

На «загадочной» земле

Сопровождать гостей с Туманного Альбиона поручили тогда татарстанским соловецким юнгам. Среди них были участники охраны полярных конвоев – Мир Нигматуллин, Михаил Долматов, а также председатель совета ветеранов-юнг Виль Байкин, Рустем Хабибуллин, Геннадий Просвирнов и я.

Конечно же, в первую очередь мы повели делегацию в казанскую гимназию №94, где много лет работает музей, а во дворе создан мемориальный комплекс. На асфальтированной площади, окруженной деревьями, установлена памятная плита с надписью «Соловецким юнгам – участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Гостей приветствовали директор гимназии Леонид Мурысин и его заместитель Татьяна Авакумова вместе с учащимися.

А через час мы все вместе вышли на теплоходе в Куйбышевское море, возложили венок в честь павших в годы войны моряков обеих стран. Затем посетили Зеленодольск, где делегацию встретила замглавы администрации, а ныне Уполномоченная по правам человека в РТ Сария Сабурская. Была экскурсия и на судостроительный завод, где в «Книге почетных гостей» британские моряки оставили памятную запись. В четырехдневной экскурсии с гостями нас постоянно опекала завсектором Департамента внешних связей при Президенте РТ Светлана Мигачева. И, конечно, мы не обошлись без помощи переводчиц Евгении Золотаревой и Аллы Пушкиной. На прощальном ужине в санатории «Васильевский» гости весело танцевали и пели песни – «Катюшу», английскую «Кабачок».

тартар

Уезжая, британские моряки оставили в моем блокноте такую запись: «Дорогие ветераны, друзья, коллеги! Мы провели четыре великолепных дня в Казани и Зеленодольске.

Все это стало возможным благодаря вашему гостеприимству и радушию. Мы обещаем сделать все возможное, чтобы отплатить вам тем же. Для нас не существовало ни культурного, ни языкового барьера. Спасибо вам за эти чудесные встречи!»
И вот скоро, 29 сентября, нам предстоит новая встреча….

МТ-факт
За годы войны арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев в составе 811 судов. Из них 58 погибли на переходе и 33 вернулись в порты отправления, сообщает museum-polar.narod.ru. В обратном направлении из Советского Союза в порты Великобритании и Исландии в составе 35 конвоев ушло 715 судов, из которых 29 погибли на переходе, а 8 – вернулись. Арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе около пяти тысяч танков и семи тысяч самолетов. А за сухими цифрами потерь стоят тысячи жизней моряков – и советских, и иностранных.

Шариф БАЙГИЛЬДИН,
председатель Совета ветеранов соловецких юнг РТ


Comments are disabled