«Роковые» яйца

Декабрь 29, 2008 by i16.ru | Filed under 2008г., Архив, Избранные публикации "МТ", Общество / Карьера / Хобби.

или Неинтересная статья про майонез

До Нового года считанные дни! Елка, шампанское, оливье… Если ранее этот праздник мы не могли представить без снега, то сегодня уже этот факт воспринимаем как вполне возможным, но вот без майонеза стол новогодний представить будет сложно. За право оказаться на столе «майонезные» бренды борются не только на витрине, но и…

Патент на яйца

Кому 1 апреля — День смеха, а кому и вовсе не до него. В этот день, но 3 годами ранее, ОАО «Казанский жировой комбинат» (КЖК) подает заявку на получение патента на рецептуру майонеза. Новшество в том, что в данном «народном соусе» используются перепелиные яйца (куры хором поперхнулись).
Жаждет КЖК накормить народ перепелиным майонезом — кто же против? Так, видимо, подумали в Роспатенте РФ и уже через полтора года осчастливили комбинат патентом на запрошенный рецепт. И чтоб все выглядело серьезно, присвоили ему даже номер — №2284127.
И юристы на КЖК хлеб не зря кушают (с маслом, наверное), но еще в мае 2005 года они всем «майонезным» конкурентам разослали сообщение, что мы, типа, в Роспатент заявку на перепелиный рецепт подали, так что, господа, кто последний, тот и папа.
Одним словом, молодцы там на КЖК… замайонезили перепелов и осчастливили нас брендом «Mr.Ricco».

ОАО «Казанский жировой комбинат» входит в казанскую группу «Нэфис». В состав группы также входит ОАО «Нэфис Косметикс» и ОАО «Казанский маслоэкстракционный завод». Ей принадлежат такие известные бренды, как «Sorti», «AOS», «BiMax», «Биолан», «Mr.Ricco», «Ласка», «Томаччо» и другие. Суммарная выручка группы по итогам 9 месяцев 2008 года составила почти 8,6 млрд. рублей.

«Счастливы…» вместе

Когда Карамзина попросили охарактеризовать Россию одним словом, ответ не заставил себя ждать: «воруют». Есть такой грех в нашей ментальности, а возгласы супротив того раздаются лишь со стороны по-особому совестливых и тех, кому нечего «скоммуниздить». Последние, вероятно, статистически довлеют. 
…Пока КЖК пребывал в ожидании патента, производитель майонезных марок «Обжорка» и «Ермак» (челнинское ООО «Счастливые времена») начинает выпуск — весной 2006 года — майонеза «Ермак с перепелиными яйцами».
История знает много примеров, когда одна гениальная идея озаряла людей в одно и то же время вне зависимости от их знакомства между собой. Так случилось с Ньютоном и Лейбницом, а нам чрез века досталась формула Ньютона-Лейбница, ибо авторов двое, а никто ни у кого ничего не «коммуниздил».
Быть может, так случилось и со «Счастливыми временами», но что верно для науки, то не подходит для производства майонеза. И КЖК подает в суд на «Ермака с перепелиными яйцами» — пусть суд выясняет, кто Лейбниц, а кто и посягнул на интеллектуальную собственность.
В общем, либо суд не знает истории, либо юристы на КЖК рулят — не суть, важно иное: казанский комбинат победил и получил компенсацию (сколько, сумму стороны сохранили в тайне).
12 марта 2008 года между «Счастливыми временами» и КЖК было заключено лицензионное соглашение, по которому выпуск майонеза «Ермак» с перепелиными яйцами продолжится на законных основаниях. Цена таковых «законных оснований» составила 40 миллионов(!) рублей в пользу КЖК, при том — ежемесячно!
М-да… патент на яйца твой — получи денюжку, в итоге — все счастливы. А на поле «Mr.Ricco» без ведома КЖК — ни шагу!

«Перепелиные» грабли

Помните артиста Булдакова, или генерала Иволгина, из «Особенностей национальной…»? Колоритная персона, которой довелось в свое время рекламировать майонез «Махеевъ»: приятно, когда на федеральных каналах такие люди рекламируют продукцию республиканских производителей! Значит, растем-с.
 Но КЖК до Иволгина немного фиолетово — они и сами способны «зарядить» любого артиста, а потому подать в суд на ЗАО «Эссен продакшн АГ» (г.Елабуга), владельца бренда «Махеевъ», дело несложное — только пусть появится повод.
И такой повод «Эссен продакшн АГ» предоставил: летом 2007 года они выпустили майонез «Махеевъ с перепелиными яйцами».
Владельцам «Mr.Ricco», видимо, оставалось только недоумевать — «Ермак» перепелиный в 2006 году, а через год — «Махеевъ» на тех же яйцах! А у вас патент есть? Нет! Тогда ловите иск, который КЖК подал на «Эссен продакшн АГ» в октябре 2007 года.
Как говорят иные, тут не любовь к яйцам перепелов пугает, тут тенденция настораживает.
В итоге 11 декабря 2008 года решением арбитражного суда производитель майонеза «Махеевъ» был признан нарушителем исключительных прав казанского комбината.
«Ермак» — раз, «Махеевъ» — два.
Но «Махеевъ» — это не «Ермак», тут до лицензионного соглашения далековато будет. Компания публично заявила, что КЖК «монополизирует рынок, планомерно убивая бизнес конкурентов».
В итоге, суд поставил майонез «Махеевъ с перепелиным яйцом» вне закона, то есть, на сегодняшний день эта продукция — контрафакт (при этом — очень даже съедобный). И если опираться на решение суда, то можно смело заявить, что «махеевский» майонез и «Mr.Ricco» как бы одно и то же, ибо один патент «замешан» — перепелиный.
Пока «Эссен продакшн АГ» планирует оспорить решение суда от 11 декабря, КЖК, по сообщениям в республиканских СМИ, намеревается взыскать с нарушителя патентных прав денежную компенсацию. Говорят, что сумма иска превысит 1 миллиард рублей. Но все это лишь вилами на воде… Но примирения на горизонте не видать.

Не исключено, что цель «КЖК» гораздо более серьезная и даже опасная. Все действия «КЖК» говорят о том, что компания настойчиво монополизирует рынок, планомерно убивая бизнес конкурентов.
В результате, компании терпят убытки, а потребитель, при достижении «КЖК» своей цели, рискует остаться даже без минимальной  возможности выбора. Более того, любая монополизация рынка неизбежно  влечет за собой рост цен на продукцию и падение качества.
В итоге, от действий «КЖК» страдают не только и не столько производители, с которыми упорно судится  компания, сколько сам потребитель!
Пресс-релиз «Эссен продакшн АГ»

 Еще не резюме

Если быть откровенным, то нам фиолетово до того, у кого патент на майонез с перепелиными яйцами — у «Ермака», «Mr.Ricco» или «Махеева». Важно иное, чтоб после того, как вкусишь данную продукцию, не угодить в инфекционное отделение. Это и заботит потребителя. Соответствует нормам безопасности — и хватит с того, а все эти «перепелиные войны» рядовой покупатель обходит стороной.
Итальянцы злы на немцев за то, что последние производят сыр «Пармезан», хотя по мнению первых это исключительное право жителей Аппенинского полуострова. Но это не заботит нас — главное, чтоб вкусно было! Или сытно!? Французы недоумевают над всем остальным миром, что всюду производят шампанское, которое может быть названо таковым лишь в том случае, если вино изготовлено из винограда, выросшего в провинции Шампань. Но кто не нем до этих возмущений?
Дальше всех ушел в этом «деле» Китай. Хотя тут и не еда фигурирует, но жители Поднебесной стали производить без каких-либо лицензионных соглашений российские истребители. От этого факта у чиновников Минобороны России едва инфаркт не случился. Про АК-47 можно и вовсе умолчать…
Речь к тому, что мы все-таки живем в правовом государстве, пусть и не без изъянов. Есть закон, который един для всех, и обязателен к соблюдению, если даже он и не совершенен и несет пагубные последствия. В таких случаях меняют законы, но никак не трактуют его в личном контексте.
Если кто-либо отрицает нормы правового государства, то тому не следует опираться и на оставшиеся законодательные акты.
Вот-с «Махеевъ» не согласен с исключительным правом КЖК на перепелиный майонез, а потому и взывает к высокой материи — к конкуренции, заботе о потребителях и росту цен на продовольствие. То, чему подчинился «Ермак», неприемлемо для «Эссен продакшн АГ».
Теперь настало время поведать еще одну историю, случившуюся накануне. История вновь за майонез… но только в ней нет места для КЖК.

Все дело в этикетке

В августе 2007 года ООО «Счастливые времена», которое уже на тот момент вело судебную тяжбу по поводу «Ермака с перепелиными яйцами»,  начало выпуск майонеза под названием «Майонезъ».
Тут все дело оказалось в использовании в названии буквы твердого знака — «ъ». Владельцы бренда «Махеевъ», конечно же, не могли не отреагировать на такой шаг со стороны собственных конкурентов.
В общем, «Счастливым временам» было выдано предписание о прекращении с 1 октября того же года использования этикетки на упаковке с майонезом «Майонезъ», которая походила на графическое изображение, наносимое на тару с продукцией «Махеевъ», вплоть до натюрморта с лимоном в середине. Там и старорусское написание букв было осуществлено как бы в едином стиле. Владельца «Ермака» обвинили в недобросовестной конкуренции.
Тогда «Эссен продакшн АГ» оценил нанесенный ущерб в 1,9 миллиона рублей, ибо благодаря «инициативе» конкурентов продажи майонеза «Махеевъ» сократились. Оказалось, что население воспринимало соус под названием «Майонезъ» как продукцию пострадавшей компании.
Немного «плагиата», и майонез «Майонезъ» превратился в «Махеевъ»!
«Эссен продакшн АГ» опирался на букву закона и оказался прав. Но тогда же газета «Коммерсантъ» попросила прокомментировать сложившуюся ситуацию руководителя агентства «Артпатентъ», представлявшего интересы потерпевшей стороны. Он заявил, что компания собирается привлечь нарушителя к уголовной ответственности по статье 180 УК РФ («Незаконное использование товарного знака»), максимальная мера наказания по которой — лишение свободы сроком на 6 лет.
Да здравствуют ритуальные танцы над поверженными!

Не исключено, что цель «КЖК» гораздо более серьезная и даже опасная. Все действия «КЖК» говорят о том, что компания настойчиво монополизирует рынок, планомерно убивая бизнес конкурентов.
В результате, компании терпят убытки, а потребитель, при достижении «КЖК» своей цели, рискует остаться даже без минимальной  возможности выбора. Более того, любая монополизация рынка неизбежно  влечет за собой рост цен на продукцию и падение качества.
В итоге, от действий «КЖК» страдают не только и не столько производители, с которыми упорно судится  компания, сколько сам потребитель!
Пресс-релиз «Эссен продакшн АГ»
Конечно же, яйца тут не причем! Вся эта вереница судебных исков «КЖК» против конкурентов — спланированное действие, и цель ее очевидна. Наша задача — защитить право потребителя на выбор

Леонид Барышев, генеральный директор компании производителя «Махеев»

Теперь резюме

«Mr.Ricco» или «Ермак с перепелиными яйцами»? «Махеевъ» или «Майонезъ»? Покупателю все эти нюансы безлики. Но при этом важным является иное: политика двойных стандартов никогда ни к чему благому не приводила…
Можно ли, отстаивая свои права на графическое содержание этикетки, пренебрегать нормами законодательства в сфере патентного права? Быть может, «Эссен продакшн АГ» правы сто крат, но такое у нас государство — с такими законами.
«Махеевъ» непременно будет отстаивать свое право на майонез с перепелиными яйцами, потому по данному вопросу в начале 2009 года в Москве планируется заседание в Палате по патентным спорам. Это и есть цивилизованный путь, но…
Но только не стоит собственные коммерческие интересы вуалировать заботой о рядовом потребителе и конкуренции в «майонезной» отрасли. Переизбыток радетелей за отечественного покупателя не всегда хорошо; тут как в житейском афоризме — «У семи нянек — дитя без глазу».
А ежели «рухнет» качество майонеза, производимого КЖК, то это уже не забота «Махеева», но проблема самого государства.

Сводки с перепелиного фронта передала Любовь БАБЛОВА


Tags: , , , , ,

2 Responses to “«Роковые» яйца”

  1. Айгуль:

    Прикольно! Если интересно, с фронта есть еще вести.

  2. МТ:

    интересно.
    Присылайте нам на i16@inbox.ru любые вести с этого фронта