Писатель рисующий, или Одно другому не мешает

Июнь 30, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Общество / Карьера / Хобби.

Для того чтобы написать повесть «Прогулка за эдельвейсами» он вместе со сборной республики по альпинизму участвовал в экспедиции на Тянь-Шань. А дабы рассказать читателям нашей газеты (тогда она называлась «Комсомолец Татарии») о главном дикторе Советского Союза Юрии Левитане, поехал в Москву и привез интервью с ним…

фото

Вот уже больше месяца известный писатель, директор Татарского ПЕН-центра и главный редактор «Казанского альманаха» Ахат МУШИНСКИЙ продолжает получать поздравления по случаю своего юбилея – 27 мая ему исполнилось 60 лет. Наверное, неслучайно он родился во Всероссийский день библиотек и накануне Дня пограничника. Эти две даты крепко переплелись в его судьбе, полной на многие интересные события. Так, в начале 1990-х годов Мушинский вместе с другими представителями татарской интеллигенции принимал участие в голодовке в защиту независимости Татарстана.

Армейская закалка

– Ахат, мы много лет проработали в одной редакции, но как-то неожиданно ты ушел в писатели…
– Не совсем вдруг. Писать я начал еще в подростковом возрасте. Сказалась дружба со «звездочетом», моим соседом по дому детства астрономом Сергеем Корытниковым. Это был необычайно интересный человек, который к тому же писал стихи, повести, а в последствии стал одним из героев моего романа «Шейх и Звездочет». Под его же влиянием я написал свою первую по-детски наивную фантастическую повесть о полете на Марс. Однажды Сергей Николаевич, разобрав мои каракули, напечатал их на машинке, и мне очень понравились отпечатанные черные округлые буковки на специальных белых листах. А к окончательному решению стать писателем пришел в армии, когда служил в погранвойсках на советско-польской границе. Тогда я написал очерк о своем земляке-сослуживце Анасе Шакирове. После этого меня пригласили в Киев в редакцию газеты «Советский пограничник» с предложением поработать.

Я когда-то прочитал у Валентина Катаева, что «для писательства есть хорошая школа – журналистика», и тогда эту школу я решил пройти. Хотя мне и предложили впоследствии учиться во Львовском военном училище на военного журналиста, я все-таки выбрал Казанский университет и поступил сюда.

Мне посчастливилось шесть лет поработать ответственным секретарем в республиканской молодежной газете. Почему именно на этой должности? Мне не хотелось работать в отделе, тогда бы я просто исписался. А работая ответсеком, я мог выбрать любую тему. Например, взять командировку в Одессу на «День юморины» или в горы – на Тянь-Шань. Кстати, там сборная республики по альпинизму сделала первовосхождение на безымянную гору и назвала ее пиком «Комсомолец Татарии». К этой сборной я был прикомандирован нашей редакцией… Потом и очерки написал, и повесть «Прогулка за эдельвейсами». Считаю, что я прошел хорошую школу журналистики. Так что к писательству я шел целеустремленно.

– Я видела твои прекрасные живописные картины у тебя дома, на работе, да и на выставках. Откуда этот талант?
– Многим писателям не хватает одного письма, они еще и рисуют. Существует даже латинское изречение: «Писатель рисующий», и это довольно распространенная вещь. Пушкин тоже на полях тетрадей рисовал, у Владимира Войновича персональные выставки прошли с успехом. Откуда у меня это? Наверное, от отца. Хотя он и был профессиональным актером, но у него в генах была страсть к изобразительному искусству. Он двухкомнатную «хрущевку» превратил в мини-Эрмитаж. Разрисовал стены, потолки, а какая лепнина была на стенах? Мне повезло еще, что в армии я служил с профессиональными художниками – выпускниками художественных академий, училищ. С ними я принимал участие в создании музея части. Там я и прошел настоящую школу живописи. Ряд работ я привез с собой – портрет отца, автопортрет, карандашные зарисовки… И вот по прошествии лет мне вдруг стало не хватать одного моего письма, я взял в руки палитру и кисти.

– А не хотелось проиллюстрировать свою книгу?
– Такая мысль подкрадывалась. Но тогда получается, что к одному и тому же с двух сторон подхожу. Как с точки зрения рисования, так и письма. Мне интересней, как ее видят другие. В романе «Записки горбатого человека» в финале мой герой разбегается и разбивает голову о стену и погибает. И тут я решил продолжить тему в живописной форме и написал картину «Прорыв». Здесь уже мой герой пробивает стену и вырывается на свободу.

Пушкин и паровоз

– Как появился журнал «Казанский альманах»?
– Много лет муссировался вопрос о выпуске литературно-художественного издания, но уже на русском языке. Пять лет назад вызвал меня к себе в Госсовет Туфан Миннуллин и предложил возглавить журнал, учитывая то, что у меня уже был опыт работы в журнале «Идель». У нас подобралась мобильная и преданная делу инициативная группа писателей, художников, которая не жалеет ни сил, ни времени для формирования литературно-художественного издания. Журнал финансируется по республиканской программе развития государственных языков Татарстана.

– А осталось ли место поэзии в современной жизни?
– Сейчас настали такие времена, что потребительское начало давит на все и всех. Я вычитал, что в мире поэзией интересуется четыре процента людей. Но они все-таки есть. Например, наш «Казанский альманах» совместно с литобъединением «Белая ворона» проводит фестивали, поэтические вечера, презентации номеров альманаха в Национальной библиотеке РТ, Доме Аксенова, Баратынского… По поводу места поэзии скажу так. Вот в одно время жили поэт Пушкин и уральские умельцы-самородки, механики отец и сын Черепановы. Пушкин написал «Евгения Онегина», а Черепановы создали первый паровоз в России. Все люди ездят теперь на его современных «внуках» – тепловозах, электровозах, а Россию называют страной Пушкина. Вот вам и 4 процента любителей поэзии.

Гонорары не причем

– Много лет жители республики знали тебя как ведущего программы «У зеленого камина» на местном телевидении. Передача рассказывала зрителю о деятелях науки, культуры, политиках, об интересных людях татарского народа. А еще ты директор Татарского ПЕН-центра…
– Да, через передачу прошли более ста известных людей, и из них 80 процентов – татары. Русскоязычная аудитория не знала моих героев. И «Зеленый камин» помог вызвать у ней интерес к ним. А Татарский ПЕН-центр вывел национальную литературу на всемирные просторы. В этом году исполняется 15 лет, как нас приняли во всемирную ассоциацию писателей – Международный ПЕН-клуб. Произошло это на Всемирном конгрессе писателей в мексиканском городе Гвадалахаре. Накануне юбилейной даты – 125-летия со дня рождения Габдуллы Тукая, совместно с фондом «Джиен» мы выпустили книгу сказок поэта на четырех языках – татарском, русском, турецком и английском. Эта книга будет разослана по ведущим библиотекам и университетам мира, а также распространена на всемирном конгрессе писателей в столице Сербии. На таких конгрессах собираются писатели до 140 стран. Представьте себе, наш великий поэт Тукай разойдется по всему миру! Кстати, все номера «Казанского альманаха» затребовала библиотека Конгресса США в Вашингтоне.

– Сегодня издавать книги – прибыльное занятие?
– Опять проценты… Половиной финансовых доходов всего мира владеют 2 процента богачей. То же самое в литературе. Примерно два процента писателей припеваючи живут на свои гонорары. Но ведь не хлебом единым… Я вот уже не писать свои романы просто не могу. Я живу в них полноценной жизнью. Порой эта жизнь кажется мне более реальной, чем настоящая. Я в ней и царь, и полководец, и любовник, и кто угодно, кого я сам придумаю. Конечно, есть прототипы, есть память… И они меня греют. С помощью них я проживаю свою жизнь снова и снова.

Беседовала Альфия ГАНЕЕВА


Tags: , , , , , , , , , , , ,

Comments are disabled