Песочная анимация в Казани

Декабрь 9, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Избранные публикации "МТ", Культура / Шоу-бизнес, Общество / Карьера / Хобби.

Когда все дело в песке

Анимация рождает искусство

Играть в песочнице можно в любом возрасте. Но если в детстве это банальное развлечение, то в зрелом возрасте – настоящее искусство, получившее название «песочная анимация».

d181d0b0d0bcd0b8-d185d183d0b4d0bed0b6d0bdd0b8d0bad0b8

В Интернете полно роликов, как люди, стоя за столом с песком, творят чудеса. Взмахом руки создают картины, рождают образы, наполняют их смыслом. Это и есть песочная анимация. На первый взгляд, элементарное занятие, кажется, что овладеть им сможет каждый. И только когда сам подходишь к столу, пытаясь что-то изобразить, понимаешь – получается это далеко не у всех: то песок не так ложится, то рисунок ни на что не похож, то с идеями – беда. К тому же одно неверное движение – и работа испорчена.

9

Вообще, чтобы освоить песочную анимацию, нужно быть немного художником, чуть-чуть дизайнером, обладая при этом огромной выдержкой, особенно, если дело касается целой композиции, где рисунки связаны друг с другом не только сюжетно, но и идейно. Разработка такого шоу требует усердной работы. Вот и получается, что песочный аниматор, как и тот же самый музыкант, вынужден тренировать руки каждый день – иначе они просто перестанут слушаться.

3

Но каким бы новым явлением для нас не была песочная анимация, ошибочно воспринимать ее как отдельный вид искусства. По сути, она является всего лишь одной из разновидностей самой анимации. По мере того, как развивалось само это понятие, появлялись его подстили: так возникла трехмерная анимация, кукольная, рисованная и, собственно, песочная. Изобретателем этого стиля считается канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф. Тотальное же развитие песочная анимация получила совсем недавно. В России, например, этим начали заниматься года полтора назад, чуть раньше – на Западе и США. А потому на сегодняшний день мир знает всего несколько признанных мастеров этого искусства – Ференц Цако, Илана Яхав, россиянин Артур Кириллов и молодая украинская художница Ксения Симонова.

Главное — руки!

В Казани же до недавнего времени песочной анимацией вообще никто не занимался. Это искусство пришло к нам год назад благодаря театральному педагогу Ляле Явкиной. Она вместе с артистом татарской эстрады Рафисом Фазылжаном открыла в столице Татарстана первый и пока что единственный театр песочной анимации. Идея возникла, можно сказать, спонтанно: Ляля увидела об этом ролик в Интернете и решила попробовать. Партнера нашла быстро: к этому времени она и Рафис уже были хорошо знакомы – вместе работали в педагогическом университете.

7

– Я человек творческий. Мне всегда было интересно все новое и необычное. Поэтому когда я узнала о таком явлении, как песочная анимация, решила апробировать это искусство в Казани, – рассказывает Ляля. – Предложила попробовать Рафису, так как он хорошо рисует, и вот уже год мы вместе работаем в нашем театре. Для нас это, в первую очередь, хобби, занятие, которое приносит удовольствие.

Впрочем, театром данную школу можно назвать лишь условно. Творческой команды, ровно как и помещения, у него нет. Работают художники вдвоем, дома у Ляли. В зале она установила световой стол, подключила камеру… Это и офис, и студия – в общем, самая настоящая творческая лаборатория. Даже стол Рафис и Ляля соорудили сами: нашли инструкцию в Интернете, купили камеру и необходимое оборудование, что-то к чему-то приколотили и начали работать. Кстати, учились песочной анимации они тоже самостоятельно, как говорится, методом тыка.

– У нас было огромное желание заниматься этим. Поэтому тренировались мы постоянно: по несколько часов каждый день, – поясняет Рафис. – Это сейчас появились педагоги, которые готовы всему обучить, а раньше этому не то что не учили, о подобном даже и не знали.

По словам художников, в песочной анимации сложно даже не столько воплотить рисунок, сколько передать ему свою душу.
– Цель любого искусства – волновать людей, – уверена Ляля Явкина. – Для песочной анимации эмоции очень важны. Ведь это живой процесс: все то, что человек видит на экране, создается художником в режиме реального времени, на глазах у публики. За счет этого песочная анимация может и просто обязана передавать эмоции и настроения. Это ее сверхзадача. Сделать так, чтобы твой рисунок был живым – вот что важно.

Еще одна важнейшая составляющая песочного шоу – это динамичность. Частота смены кадров должна быть достаточно высокой, чтобы зритель не заскучал. Вообще, песочное шоу создается по всем законам кино: у него должна быть и кульминация, и развязка.

– Кадры должны вырастать друг из друга. Мастер ни в коем случае не должен смахивать со стола предыдущий песок. Каждый новый рисунок должен выходить из предыдущего, – просвещает нас Рафис.

Главный и единственный инструмент художника-аниматора – это собственные руки. Однако можно прибегать и к помощи кисточек, если в этом есть необходимость. А вот к песку требований куда больше: он должен быть чистым, обязательно мелким и желательно с естественным золотистым оттенком. Красить песок нежелательно, это его утяжеляет. Кстати, иногда художники используют и другие материалы, например, соль, кофе или манку, но лучше песка, по мнению самих творцов, все равно ничего нет.

– Наш первый песок вообще был с детских песочниц, – вспоминает Ляля. – Мы с Рафисом собирали его чуть ли не во всем районе, приносили домой, чистили и работали. Конечно, с уличным песком работать сложнее – он крупный. Поэтому мы заказываем его в специальных магазинах. А в последний раз я привезла его из Крыма, но и такой песок нужно менять регулярно.

Время приносить деньги

Основная статья доходов песочной анимации – это корпоративы и свадьбы. По словам нашей собеседницы, заказов хоть и не так много, но они есть. И доход от них по казанским меркам отнюдь не маленький: за 15 минут работы на частном празднике художники получают 7000 рублей. В эту сумму входит не только само шоу, но и его разработка. Рафис и Ляля совместно с заказчиками придумывают композицию, подбирают музыку, а на праздник приезжают с собственным оборудованием.

2

– Казанцы тяжело привыкали к песочной анимации, народ у нас консервативный. Когда мы впервые заявили о себе, люди воротили нос. Для них было куда привычнее пригласить только тамаду, всучив ему в руки микрофон. Первые заказы начали поступать совсем недавно, в основном от женихов или невест, которые захотели приятно удивить свою вторую половинку.
Как первооткрывательница песочной анимации в Казани, Ляля наотрез отказывается обучать этому других – конкуренты им не нужны.

– Я всю жизнь кого-то чему-то обучала. Это неблагодарное дело: «спасибо» все равно ни от кого не услышишь, – уверена она.
Другое дело – дети. Сейчас творческий тандем всерьез задумался над открытием студии на пять-десять детей. Но эту идею они готовы воплощать только в том случае, если помогут власти.

– Чтобы открыть школу, нужно, во-первых, помещение. Во-вторых, оборудование: купить световые столы, камеры и песок. Мы, конечно, составили смету. Но, думаю, когда они увидят наши цифры, от этой идеи просто откажутся.

Рисуем дома

Если перспектива посещения школы пока откладывается, а научиться песочной анимации хочется, можно заняться этим и дома. Минимум, что для этого потребуется, это световой стол и песок. И то, и другое придется заказывать. Стол – в зависимости от размеров – обойдется примерно в 15000 рублей. На материале же начинающий аниматор может сэкономить: достаточно купить обычный песок и просто его очистить, но если вдруг захочется заняться этим профессионально, песок нужно поменять на вулканический – он считается идеальным. Осталось к столу прикрепить камеру, купить проектор, и вашему творчеству ничто не сможет помешать. Творите!

Алина ПЕЧЕРСКАЯ


Tags: , , , , , , , , ,

Comments are disabled