Откровения молодого преподавателя

Август 25, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Избранные публикации "МТ", Образование / Жизнь вузов, Общество / Карьера / Хобби.

Что «забыли» в школе мужчины-педагоги?

В современных школах мужчины-преподаватели, тем более молодые – настоящий дефицит. Маленькая зарплата, стрессы, отсутствие свободного времени – все это отталкивает выпускников вузов от школы. Как прозвучало на одном из совещаний, в РТ из 21617 педагогов менее 8 процентов мужчин.

– Как сказал Сократ: «Все профессии от людей, и только три от Бога – врач, учитель и судья», – так охарактеризовал свою выбранную стезю молодой преподаватель биологии казанского лицея-интерната №2, обладатель гранта «Наш новый учитель» Айнур ЗАКИРОВ. – Если у человека нет дара работать с детьми, привлекать и удерживать их внимание в течение всего дня, то думаю, какими бы он глубокими знаниями не обладал в своем предмете, без таланта преподавателя в школе делать нечего. Учитель – это не профессия, это призвание.

О первом опыте

– В родном Камском Устье я закончил профильный педагогический класс и решил попробовать себя на этом поприще. Именно любовь к природе привела меня на биофак ТГГПУ. Как известно, педпрактика в вузе начинается с четвертого курса, но мой первый опыт работы учителем пришелся на третий курс. Получилось так, что в середине учебного года татаро-турецкий лицей №7 остался без учителя биологии. Меня, как активного студента, пригласили вести этот предмет в десятых классах. Ученики были младше меня всего на три-четыре года. Но я благодарен завучу-биологу Нурии Тагировне, которая поддержала меня тогда. Мне повезло в том, что в татаро-турецком лицее ученики все-таки отличаются от других. В них есть внутренняя культура, воспитанность, тактичность, духовность…

dsc09123

Первый педагогический опыт не разочаровал меня, и я лишний раз убедился в правильности выбора своей профессии. Кстати, когда я готовился к диплому, мои бывшие ученики заканчивали первый курс.

А к практике на четвертом курсе я пришел уже с небольшим опытом, да и судьба дала мне возможность сравнить две школы и учеников. Меня направили в казанскую школу №1 со спортивным уклоном, вот там и пришлось столкнуться с проблемами педобразования. У ребят, конечно, на первом месте был спорт, а не знания. И главным для них оставался тренер, и последнее слово было только за ним. Класс был сборный – два-три фигуриста, хоккеиста, гимнаста… Несколько человек стояли и на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Если на первом уроке они меня как-то еще восприняли, то к концу дня просто перестали реагировать на мое присутствие. Когда пришли методисты на занятие, чтобы оценить его, буквально через 15 минут я готов был уйти из класса. Но, собрав всю волю в кулак, достойно довел урок до конца. Как говорится, отрицательный результат – тоже результат. И это было для меня опытом в работе с трудными детьми.

О наставниках

– Когда я учился в десятом классе, то в качестве победителя олимпиады по биологии попал в замечательный лагерь «Биосфера» под Лаишево. Судьба свела меня с фанатами своего дела и замечательными людьми – с завкафедрой биоэкологии ТГГПУ (теперь КФУ) профессором Ильгизаром Рахимовым и его женой, доцентом Кадрией Ибрагимовой. Наверное, знакомство с ними и послужило тому, что я поступил на биофак, где начал научно-исследовательскую работу и занялся орнитологией. Кстати, в этом году хочу поступать в аспирантуру. Эти прекрасные люди для меня были примером во всем, и я считаю их своими первыми наставниками. Их уровень знаний по биологии для меня всегда был и остается образцовым. Ну, а в лицее моим наставником стала Фарида Ахметовна Маликова, которая меня опекает, подсказывает, в каком направлении нужно работать.

img_8022

Еще хочу сказать, что в нашем лицее №2 женщин-педагогов можно посчитать по пальцам, а 85 процентов преподавателей – это мужчины! Если человек хоть немножко проработал в школе, пообщался с учениками, он всегда будет жить их жизнью. Этому пример моих наставников.

О минусах

– Зачастую бывает так, что в школу приходят неподготовленные педагоги. Они не знают, как обращаться со сплошь внедряемыми новшествами – проектором, интерактивной доской и т.п. Почему возникает подобная ситуация? К сожалению, методика преподавания в иных вузах тоже отстает от современных реалий. Не хватает новейшего инновационного оборудования, да и сама специфика высшей школы в сфере педагогики больше чем нужно направлена на развитие методики преподавания. А это не соответствует призыву Президента России, который в одном из своих выступлений сказал, что «страна должна выпускать чистых биологов, химиков, физиков, географов, которые завтра могли бы «строить» инновационное современное общество».

img_8036

Соответственно, изучаемым фундаментальным дисциплинам (естественным наукам) остается меньше времени, что в современном мире недопустимо. Любая современная наука на сегодняшний день должна иметь прикладной аспект. Считаю, что количество часов гуманитарных дисциплин должно быть сокращено. Уровня полученных знаний в вузе нам не хватает при работе в передовых учебных заведениях Казани и регионов. И после получения диплома учитель должен продолжать заниматься самообразованием. Ведь современные ученики сейчас встречают «по одежке», и на основе этого первого впечатления выстраивается последующий диалог «учитель – ученик». Поэтому так важно оказать положительное первичное впечатление на аудиторию, но в реалии получается наоборот. Современные дети очень наблюдательны. Когда молодой педагог перешагивает порог школы, они уже знают, кто к ним пришел. И от всего этого формируется отношение ученика к своему педагогу.

Хочется сказать о зарплате и социальном статусе современного педагога. Не секрет, что доход даже заслуженных преподавателей в регионе оставляет желать лучшего даже после последних нововведений в системе оплаты труда. Вот это уже ни в какие ворота не лезет!

Если сравнить проект бюджета 2013 года, то затраты на образование в России составляют 3 процента от ВВП. В странах Западной Европы – 5-7 процентов, в Соединенных Штатах – 11, в Китае – 12.

О плюсах

– Чем привлекает учеников молодой педагог? Наверное, молодостью и тем, что он им интересен, шагает в ногу со временем и у них есть общие интересы. Знание предмета тоже их подкупает. Ведь биология – предмет обширный, но она еще тонко связана с медициной. А ребятам это интересно, потому что предмет можно связать с определенной болезнью, с причинами ее возникновения…

y_8c3fdfd4

Кстати, в нашем лицее существует Биологический клуб, который основала преподаватель Фарида Маликова, а я курирую экологию. Среди ее учеников есть призеры Всероссийских, международных олимпиад по биологии (что дает возможность получить 100 баллов по ЕГЭ) и обладатели именной стипендии мэра Казани (60 тысяч рублей). Согласитесь, что для учащегося – это большое подспорье. В этом году не без помощи Фариды Ахметовны подготовил девятиклассника Нияза Зиганшина к региональной олимпиаде по экологии, который стал и призером Всероссийской олимпиады. Конечно, я горд за своего ученика, и это моя первая ласточка в педагогической практике. Не так сложно, может быть, достичь результата, сколько удержать высокий уровень.

Есть ли у меня любимчики среди воспитанников? Наверное, тот ученик, который интересуется твоим предметом, хочет узнать о нем больше и у него на уроке горят глаза, тот и становится любимчиком.

Точно знаю, что я не ошибся с выбором профессии и выбрал одну из нужных, ведь от учителя во многом зависит будущее молодого поколения, а значит, и будущее человечества. Хочу, чтобы это будущее БЫЛО!

О гранте «Наш новый учитель»

– О конкурсе узнал от одногруппников. И не задумываясь, подал на грант. Я рад, что из трехсот претендентов в итоге оказался среди победителей. Конечно, это не только стимул и большая поддержка для молодого педагога, но и большая ответственность. Ведь грантополучатель еще и отвечает за свою проделанную работу. Причем нужно выполнять ее качественно.

Валерий КАТАШЕВ, профессор КФУ:
– Что бы не свидетельствовали цифры статистики, уважение к учительской профессии в нашей стране самому учителю было, есть и будет! Когда у родителей спрашивают: «Кому вы хотите отдать ребенка?», обычно отвечают: «К хорошему учителю!» А таковых немало. Проблема в другом. Когда спрашиваешь у студентов: «Кто из вас пойдет в учителя?», то, увы, я не вижу ни одной поднятой руки, никто не допускает этого даже гипотетически. Сегодня наша ключевая проблема – в изменении отношения молодежи к этой профессии.

Беседовала Альфия ГАНЕЕВА


Tags: ,

Comments are disabled