Мечети мира (фото)

Ноябрь 11, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Избранные публикации "МТ", Культура / Шоу-бизнес, Общество / Карьера / Хобби.

Куда направлен полумесяц?

Расскажи о любимой мечети

Испокон веков религиозные храмы притягивали внимание народа – своим величием, эстетической красотой и источаемой ими невероятной аурой. Каждый молельный дом имеет богатую историю и хранит в себе много тайн.

Всемирный форум татарской молодежи совместно с информационно-просветительским сайтом «Исламский портал» (www.islam-portal.ru) объявили международный конкурс эссе под названием «Моя махалля, моя мечеть». В чем суть проекта? Об этом мы расспросили председателя исполкома Всемирного форума татарской молодежи Руслана АЙСИНА.

– До революции татары жили в системе махалли (общины), в Средней Азии так живут до сих пор. Эта система помогала сохранить жителям самобытность, традиции, веру, культуру и т.д. Как правило, центром такой общины – махалли – являлась мечеть, в которой проходили пятничные собрания населения и совершалась молитва – намаз. При мечети работали медресе, в которых обучались дети квартала. Но одновременно медресе было образовательным и культурным центром.

Татарский «ренессанс»

Самым ярким периодом в жизни татар является конец XIX – начало XX века, когда богатые купцы беспокоились больше не о своем благосостоянии, а о своем народе, путях его сохранения и процветания. Именно в этот период после многовекового притеснения ислама на территории России строились мечети, при них открывались медресе. Например, «Мухаммадия», основанная Галимжаном Галиевым-Баруди. Большой известностью пользовались также медресе «Касымия» в Казани, медресе в селе Иж-Бобья Казанской губернии, «Галия» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке и т.д. Здесь получали не только религиозное, но и светское образование. Именно в этот период творила целая плеяда блестящих богословов, труды которых нам еще предстоит изучить и переосмыслить.

Кул Шариф

Кул Шариф

Мечеть Сердце Чечни (г. Грозный)

Мечеть Сердце Чечни (г. Грозный)

Мечеть Ляля-Тюльпан (УФА)

Мечеть Ляля-Тюльпан (УФА)

Мечеть МАДИНА (нижегородская обл.)

Мечеть МАДИНА (нижегородская обл.)

Московская соборная мечеть

Московская соборная мечеть

Соборная мечеть Санкт Петербурга

Соборная мечеть Санкт Петербурга

Объявляя этот проект, во-первых, мы хотим реанимировать тот исторический момент. Во-вторых, хотим подтолкнуть молодежь для изучения локальной истории своего села, малой родины своих родителей, предков. Заинтересовавшись этим, у них пробудится интерес, который вызовет следующий вопрос: а как жили их предки? Хочется создать общую палитру духовной жизни татар, какие были мечети и их архитектурные особенности. Ведь у каждого региона она неповторима. Например, у нижегородских татар по сравнению с казанскими есть своя отличительная черта, и мечети строились определенным образом. Но при этом существовал общий концептуальный татарский архитектурный стиль.

В поисках неизведанного

Историй, связанных с мечетями, множество: одна мечеть построена без минарета, во дворе второй во время Великой Отечественной войны упала бомба, однако она осталась цела, место третьей приснилось ее имаму во сне. Хочется создать банк данных обо всех татарских мечетях. Расспрашивая родственников, изучая архивы, найдутся новые источники информации, которые раскроют незнакомые до сих пор факты. Возможно, найдутся и неопубликованные фотоматериалы. А может у кого-то среди родственников были муллы, имамы, просветители? Думаю, что это должно вызвать интерес прежде всего к своей истории, историческим и духовным корням. И в своих сочинениях (эссе) необходимо рассказать об истории возникновения мечетей, их первых имамах, а также интересные факты из прошлого и настоящего.

Язык творческих работ может быть как русский, так и татарский. Материалы необходимо прислать до 31 января 2011 года на адрес редакции «Исламского портала». Победители будут объявлены в феврале, во время праздника Маулид. Лучшие работы опубликуем на нашем сайте, а их авторов наградим ценными призами.

– В Татарстане все-таки не так все подзабыто, а в других регионах…
– Конечно, этот проект больше для молодежи, проживающей за пределами республики, для тех регионов, где компактно проживают татары. Например, есть историческая мечеть в Иркутске или мечеть «Мадина» в Нижегородской области, и у каждой своя интересная история. Современная молодежь должна понять, что та эпоха, которую они будут затрагивать в сочинениях, лишний раз доказывает, что татары, держась за свою веру, традиции, смогли встать в ряд прогрессивных наций своего времени. Думаю, что через эти механизмы мы и должны укрепить их самосознание.

– Почему именно мечети, у нас же есть и знаменитые школы?
– Надеюсь, что мы на этом не остановимся, это – многогранный проект. Впереди и конкурс о просветителях, знаменитых ученых-богословах, которые открывали школы, медресе. Например, в марте этого года в НКЦ «Казань» состоялись чтения, посвященные религиозному и общественному деятелю, талантливому педагогу Мухлисе Буби, которая вместе с братьями организовала женскую школу в деревне Иж-Бобья, ставшую практически первой женской гимназией у татар. В ней обучались представители многих тюркских народов Российской империи. Мы будем работать в различных направлениях татарской этнокультуры.

Татары – это еще Универсиада и чак-чак

Напомним, что в начале октября по всему миру прокатилась третья волна акции «Чак-чак PARTY». Такую идею выдвинули участники Всемирного форума татарской молодежи. Она проводится в тех странах мира, где существуют татарские диаспоры.

В этот день молодые девушки и юноши должны угощать прохожих традиционным татарским блюдом. Акция «Чак-чак PARTY» успешно проходит во всем мире в один день в течение двух последних лет. В 2008-2009 годах в Казани в этом празднике национального блюда приняло участие более тысячи гостей, представлявшие практически все крупные города России. Многие были из стран СНГ, а также дальнего зарубежья – Турции, Китая, Латвии и других.

Еще у нас есть задумка провести в регионах акцию в виде флэш-моба «Встречаем Универсиаду». В первую очередь это будет популяризация самой Универсиады. Во-вторых, через акцию мы расскажем о республике, людях, и о том, почему для проведения игр избран Татарстан, каковы его отличительные особенности…

– А молодежь каких регионов, по вашему мнению, самая активная?
– Хочется выделить Саратовскую область, где открывают татарские детсады, проводят большую работу в школах, Нижний Новгород, Иваново, Новосибирскую область, Чувашию, Москву и Московскую область. В этих регионах состоявшиеся организации, они активно работают, оставаясь примером для других. Но наша цель подтянуть остальные регионы методикой, литературой и в идеологическом плане.

В сентябре в Новосибирске в рамках II Международного инновационного форума «Интерра-2010», а также в рамках Дней татарской культуры в Новосибирской области прошел III Сибирский фестиваль татарской молодежи, где были делегаты из Татарстана и Казахстана.

А в прошедшем в конце августа IV Всемирном форуме татарской молодежи приняла участие наиболее прогрессивная, активная часть татарской молодежи, владеющая родным языком. Они полны новых идей, планов, и делают многое для сохранения и развития культуры, языка, религии. И это радует. Мы лишний раз убедились, что чем дальше люди живут от исторической родины, тем бережнее относятся к родному языку.

Альфия ГАНЕЕВА


Tags: , , , , , , , , ,

Comments are disabled