Член экипажа «Булгарии»: «Руководство настояло на выходе в рейс, невзирая на неисправный главный двигатель»

Июль 13, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Избранные публикации "МТ", Общество / Карьера / Хобби.

Трагедия, произошедшая 10 июля на реке возле села Сюкеево, не оставила равнодушным, наверное, никого. Жители всей страны до сих пор с болью и горечью следят за новостями с места происшествия, многие казанцы и жители Татарстана осаждают сайт МЧС России, стремясь узнать последние новости о судьбе своих близких и знакомых, находившихся в тот злополучный день на теплоходе.

Как в XXI веке такая трагедия вообще могла произойти? Причин выдвигают несколько. Как пояснил представитель Следственного комитета Владимир Маркин, еще при выходе из Казани теплоход «Булгария» имел неисправность главного левого двигателя и крен на правый борт. Другой возможной причиной аварии называют перегрузку судна: численность пассажиров в момент крушения практически вдвое превышала допустимую норму в 120 человек. Выяснилось, что у компании-организатора рейса вообще не было лицензии на перевозку пассажиров.

Кроме того, судно было выпущено в 1955 году в Чехословакии и проходила капитальный ремонт аж 30 лет назад. Источник в речном порту Казани рассказал корреспонденту «Новой недели», что этот теплоход служащие порта между собой называли «развалюхой» и удивлялись, почему его до сих пор не списали.

Радист «Булгарии» Ринат Габитдинов отметил, что отдельные технические проблемы и раньше возникали на теплоходе. Но в этот раз, по его словам, одновременно произошел коллапс всей системы. В момент крушения перестали работать рации команды и другая аппаратура. Он подчеркнул, что генератор отключился еще до того, как вода добралась до машинного отделения.

Старший проводник теплохода Татьяна Комарова, выжившая в кораблекрушении, рассказала «Молодежи Татарстана», что весь экипаж был против того, чтобы выходить в рейс с неисправным главным двигателем, однако руководство настояло на осуществлении запланированного рейса.

Маршрут изначально предназначался для семейного отдыха, поэтому на теплоходе было 44 ребенка (спасено – только 14). В момент крушения большинство из них находилось в игровой комнате «музыкальный зал», откуда, по свидетельству очевидцев, выбраться было невозможно. Известны подробности о спасении двух ребят: пятилетнего Аделя на плот вытолкнул незнакомый мужчина; его родители не смогли выбраться из затонувшего теплохода. Другой десятилетний мальчик в «музыкальном зале» не оказался случайно и тоже чудом смог забраться на плот. Оба ребенка лежат в больнице, психологи от них не отходят и берегут от общения с посторонними.

Выжившие пассажиры этого рокового рейса до сих пор пребывают в состоянии шока. Многие из них потеряли своих близких и не могут смириться со случившемся. Некоторые обвиняют членов экипажа в безразличии к судьбам тонущих пассажиров, якобы они думали только о собственном выживании.

Как рассказал «МТ» врач Республиканской клинической больницы Татарстана Сергей Еремин: «Среди выживших значительно больше людей, нуждающихся в серьезной психологической помощи. Особенно тяжело тем, кто потерял родных. Их душевные травмы намного серьезнее, чем физические».

Одна из спасшихся пассажирок «Булгарии» Лилия Саттарова вспоминает: «На теплоходе мы отдыхали вместе с мужем и родственниками. После обеда начался сильный дождь, молнии били прямо в реку, вода постепенно начала протекать сквозь прохудившуюся крышу, а потом неожиданно хлынула в трюмы, затопляя судно. Когда теплоход накренился, я выбежала в коридор и забежала обратно. Мы успели только завязать жилеты – и тут же вода. В считанные секунды. Корабль накренился, нас выбросило в коридор. Уже под водой я видела, как мужчина спустил жалюзи. Он стал бить по стеклу. Потом послышался тупой треск, и я, как пробка, вылетела через стекло».

Муж Лилии, как и многие, оказался на воде без спасательного жилета. В панике пассажиры просто не успели их надеть. Теплоход ушел на дно за считанные минуты.

Для Гульнары и ее дочки Регины это мгновение растянулось в бесконечность. В речное турне они отправлялись веселой компанией из восьми человек. Теперь остались только мать и дочь.

«Мы были погребены заживо в этом железном саркофаге, – осипшим голосом говорит одна из пострадавших, – и пытались через всякие лазейки выйти на поверхность. Со мной была десятилетняя девочка. Я ее держала до последнего – не удержала. Она, видимо, стала захлебываться и отбрыкнулась от меня. Из теплохода воздушная пробка вышла, и меня вытолкнуло, а ребенка – нет».

«Наша дочь спасла нам жизнь, – сообщает другая пассажирка злополучной «Булгарии». – Когда теплоход начал тонуть, дочка достала нам с мужем спасательные жилеты. Сказала: «Мама, папа, одевайте!»и сама тоже надела жилет. Муж вышиб ногой стекло, и мы через него стали под водой выбираться. Мы выплыли, а дочка – нет!».

«До конца туристического маршрута оставалось два с половиной часа, – рассказывает спасенный мужчина. О катастрофе на борту теплохода нас предупредить не успели, все случилось в считаные минуты. Спастись было практически невозможно. Теплоход стремительно завалился на правый бок и мгновенно утонул, на воду не успели спустить ни одной шлюпки, автоматически раскрылись только два надувных плота. Помощи пришлось ждать больше часа».

Три аварийных шлюпки стали спасительными островками для тех, кто сумел выбраться с затонувшего теплохода. Те, кому места в них не хватило, оставались в воде и держались за надувные борта. Часть пассажиров отправилось к берегу вплавь, опираясь на выброшенные в воду нетонущие предметы.

Молодая девушка не может сдержать слез, вспоминая, как мимо них, не останавливаясь, проходили судна. Ее слова подтверждают и другие спасенные. По словам пассажира «Булгарии» Николая Чернова, он дожидался помощи около полутора часов. «Люди плавали в воде, некоторым удалось забраться на надувные плоты. Мимо нас проплыли два корабля – один «Волга-нефть», а потом баржа прошла. Мы им махали рукой, но они прошли мимо», – отметил он.

Примерно через полтора часа терпящих бедствие пассажиров «Булгарии» подобрал теплоход «Арабелла». Аниматор с этого судна Светлана Алексеева сообщила «Новой недели», что тонущих людей снимали на мобильные телефоны. «В этот момент неподалеку был «Метеор», с которого пассажиры безучастно снимали тонущих людей на мобильные телефоны. Пострадавшие тщетно умоляли спасти их», – добавила она. Кстати, как выяснила «МТ», на «Булгарии» «зайцами» плыли несколько пассажиров «Арабеллы», которые торопились вернуться в Казань из Болгара и пересели на злополучное судно в то воскресное утро.

Наша газета выражает искренние соболезнования всем тем, чьи родные и близкие оказались на том роковом рейсе.

Фарид ХАЙРУЛЛИН


Tags:

Comments are disabled