Студентов – за дирижерский пульт

Май 27, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Образование / Жизнь вузов.

В средневековой Японии способность видеть «вечность в чашечке цветка» с ранних лет заботливо пестовалась в юношах и девушках родителями, учителями. Умение наслаждаться красотами пейзажа, даже находясь на грани между жизнью и смертью, называли в Японии «фурю» – «ветер и поток». Душа всякого народа воплощается в национальной культуре.

Тяга к прекрасному – качество гармонично развитой личности. Казанский государственный университет культуры и искусств в прошлом году отметил свое 40-летие. О музыкальной и концертной деятельности вуза мы побеседовали с профессором факультета музыкального искусства, заслуженным деятелем искусств РТ Евгением САЗОНКИНЫМ.

3217

«МТ»-досье
Евгений САЗОНКИН –член художественных советов ГТРК «Татарстан», Татарской государственной филармонии, Государственного ансамбля песни и танца РТ, университетского образовательного округа в сфере социокультурного образования. Автор и режиссер прогрессивных проектов концертных программ в нашей республике и городах России. Являясь членом Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области народного художественного творчества, он участвует в разработке новых государственных стандартов третьего и четвертого поколений. В 2010 году ВАК и комиссией Рособрнадзора ему было присвоено ученое звание профессора.
Концертно-исполнительская деятельность Евгения Сазонкина отмечена заслуженными званиями: 1967 год – лауреат Всесоюзного конкурса среди музыкальных училищ, 1997 – Гран-при на Международном конкурсе аккордеонистов в Сант-Этьене (Франция), 1996 – I премия и звание лауреата Международного конкурса классической и эстрадной музыки в Клайпеде (Литва), 2008 – Гран-при Международного конкурса музыкантов-исполнителей народных инструментов в Финляндии, 2009 – лауреат Международного фестиваля исполнителей фольклорной музыки в Турции.

– Евгений Маратович, ваш участок работы в вузе, наверняка, самый насыщенный…
– Действительно, наш отдел концертной исполнительской и продюсерской деятельности КГУКИ проводит многие мероприятия. Одно из последних – концерт, посвященный 40-летию университета, который прошел в Театре оперы и балета им. М.Джалиля. Кроме того, на нас – проведение всевозможных фестивалей и конкурсов. Некоторые учреждаем сами: конкурсы эстрадной, эстрадно-джазовой музыки, конкурс народных инструментов, хореографический. Совместно с Министерством культуры РФ мы организовали 2-й федеральный конкурс «Многоликая Россия». В нашем университете, как вы знаете, проводятся и всевозможные студенческие состязания: Мистер и Мисс КГУКИ, «Студенческая весна». Каждый год мы даем около 150-200 концертов. На праздниках организуем выездные концертные бригады.

– И особенно на слуху оркестр народных инструментов вашего университета.
– Оркестр существует уже почти 40 лет. В разные времена этим коллективом руководили различные заслуженные люди, в том числе Анатолий Шутиков. С нашими студентами он объездил множество городов России. Я руковожу коллективом и являюсь его дирижером два с половиной года. До этого работал с оркестром аккордеонистов, с которым мы побывали практически во всей европейской части России: Ижевске, Йошкар-Оле, Саранске, Чебоксарах, Самаре, Москве, Санкт-Петербурге. Сейчас мы планируем провести такую же работу с оркестром народных инструментов, концертная деятельность очень насыщенна.
В частности, мы организовали грандиозный юбилейный сольный перфоманс в Большом концертном зале им. С.Сайдашева. Выезжали в Чувашию, в районы нашей республики. Помогают люди на местах: обеспечивают автотранспортом, кормят студентов. Как-то выступали в Богатых Сабах. Казалось бы, район с чисто татарским населением. Мы играли смешанную программу, было много русского классического репертуара: «Коробейники», «Светит месяц», татарские, удмуртские, чувашские произведения. Народ встретил тепло, на ура, аплодировали стоя.

Оркестр народных инструментов участвует в университетских концертах. Отзывы прессы очень хорошие, не зря же коллектив является лауреатом международного конкурса. Наш оркестр котируется и в нашем вузе, и в городе, и в республике. В номинации «фольк-эстрада» мы выступили на международном конкурсе в Казани, председателем жюри которого был народный артист России, известный джазовый музыкант Игорь Бриль. Бриль был очень удивлен, что в Казани есть такой коллектив. И везде, где бы мы не появлялись, публика встречала восторженно. Я даю возможность поработать с оркестром студентам-дирижерам, и не просто поработать, а выступить на концерте со своими произведениями. Им это полезно, для них это важно, они хотят играть, стремятся играть, живут и работают для этого. Сейчас мы готовим программу с вокалистами: молодыми голосами и молодыми дирижерами оркестра. На 65-летие Победы в ВОВ мы подготовили большую концертную программу, с ней выступили в вузах Казани, концертных площадках Набережных Челнов, Ижевска. 25 мая состоялся отчетный концерт вуза, в котором кроме нашего оркестра народных инструментов, принял участие хор КГУКИ под управлением Александры Самойловой, ансамбль театра танца «Сайдаш» под руководством народного артиста РТ Тагира Латифуллина, студенты вокального отделения народной артистки РТ и РФ Венеры Ганеевой.

11

– Значит, география творческих поездок оркестра обширна?
– Наши выступления, гастрольные поездки – это пропаганда народного многонационального музыкального искусства России. Творческие коллективы КГУКИ знают в республиках, областях, городах РФ, в ближнем и дальнем зарубежье. За последние годы с гастрольными поездками мы посетили Германию, Польшу, Францию, страны Прибалтики, Белоруссию, Украину.
Репертуар нашего оркестра также обширен и многообразен: его основу составляют классическая, народная и эстрадная музыка, произведения зарубежных композиторов. Ежегодно мы готовим по две учебные программы для студентов. В основную концертную программу для исполнения перед слушателями Казани и республики в гастрольных поездках по России мы включаем лучшие студенческие работы. В фонде ГТРК «Татарстан» имеется более тридцати радио и телевизионных записей выступлений оркестра народных инструментов, оркестра аккордеонистов и моих сольных.

– Ну и немного о личном. Как начиналась ваша творческая биография?
– Увлечение музыкой появилось в детстве. Закончил Калужское музыкальное училище, работал солистом и концертмейстером хора в местной музыкальной филармонии. В 1967 году поступил в Казанскую государственную консерваторию, которую окончил через 5 лет, получив квалификацию: исполнитель, преподаватель. Здесь, в консерватории, продолжил шлифовку полученных музыкальных навыков как дирижера оркестра народных инструментов. Я благодарен профессорам и педагогам консерватории за полученные глубокие музыкально-теоретические знания, навыки композиции и аранжировки, а также умение поставить организационно-педагогическую работу с творческими музыкальными коллективами.

– О педагоге судят по его ученикам. Расскажите о своих студентах.
– За почти 30 лет педагогической деятельности отделение народного инструментального исполнительства в моем классе окончило свыше 1000 человек. Многие из них являются концертными исполнителями и дирижерами оркестров, работают преподавателями, стали крупными музыкальными деятелями Поволжья и России, имеют почетные звания народных и заслуженных артистов РТ, заслуженных деятелей искусства и заслуженных работников культуры Татарстана, республик Поволжья. Я продолжаю поддерживать с ними дружеские, творческие и деловые отношения. Есть творческая связь с оркестром народных инструментов НКЦ «Казань», оркестром Государственного ансамбля песни и танца РТ, оркестрами народных инструментов Чувашской Республики и Республики Марий-Эл.

– Вы автор четырех монографий, 15 методических пособий и учебных программ. Концертно-исполнительская деятельность сильно мешает вашей педагогической работе?
– За годы работы в вузе, дирижерской практики и концертного исполнительства у меня накопился достаточно большой учебно-методический и репертуарный материал, обработки и аранжировки классических, народных и эстрадных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Все они широко используются в учебной работе со студентами и в практике руководителями творческих коллективов и учениками. Они имеют оригинальный характер и выполнены на достаточном профессиональном уровне. Для того чтобы исполнители, в первую очередь студенты КГУКИ и других профессиональных учебных заведений, имели возможность свободно использовать эти знания, появился проект публикаций наиболее широко используемых в учебном и творческом репертуарах музыкальных произведений для аккордеона и баяна. Первый выпуск состоялся в 2000 году и нашел широкое распространение среди специалистов, студентов и учащихся музыкальных школ. Во второй, третий и четвертый выпуски хрестоматии вошли новые, главным образом, классические произведения для оркестров и ансамблей аккордеонов.

– Как вы оцениваете состояние современной культуры?
– В нашей отрасли продолжается очень серьезный кризис. Из-за низкой заработной платы деятелей культуры, молодежь в музыкальные школы, училища и вузы поступает неохотно. Происходит разрушение системы музыкального образования. Проводится «оптимизация»: сокращается финансирование учреждений культуры, закрываются музыкальные школы, оркестры, хоры в вузах, обучение становится исключительно платным, на сцене идет засилье «порно-культуры». Большие оперные театры, в том числе московские, порой играют такую музыку, что стыдно слушать. По телевидению постоянно танцуют и поют полуобнаженные девушки. Какая тут может быть высокая культура? Поэтому наша задача делать так, чтобы студенты постигли азы классической музыки. Низкий уровень культуры в условиях рыночных отношений дает то, что мы сегодня имеем, воспитывает низкий уровень вкуса. Пока приоритетом многих являются деньги и выживание, наша работа, может, кажется ненужной, непрестижной. Однако не хлебом единым сыт человек. Души людей всегда будут тянуться к прекрасному. Культура – это самое основное. Буквально в ближайшие десятилетия после очередного кризиса и очередного «взрыва» культуры это станет очевидным.

Беседовал Фарид БАТЫРШИН


Tags: , , , , , , , , , , , , , ,

Comments are disabled