По следам Платона

Сентябрь 1, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Образование / Жизнь вузов.

ИЭУП уже второй год подряд является единственным грантополучателем РФФИ в Татарстане. В 2009 году на основании договора между Институтом синергийной антропологии (Москва) и ИЭУП (Казань) в Нижнекамском филиале последнего стал действовать Центр синергийной антропологии и социальной философии.


С 17 по 22 августа на базе филиала проходила всероссийская молодежная летняя школа «Социально-философский и социокультурный потенциал современных антропологических концепций».

Идея создания философской школы была заимствована у древнегреческих мыслителей. А инициатива исходила от кандидата философских наук, замдиректора по научной работе Нижнекамского филиала ИЭУП Олега АГАПОВА.

– Тематика синергийной антропологии и применение ее идей и методов в социальной философии становится все более актуальной, – говорит он. – Она открывает новые перспективы в решении ключевых проблем современного человечества: религиозного экстремизма, сложностей межкультурного и межконфессионального диалога, кризисных феноменов антропологической динамики и других.

Программой школы были намечены и лекции именитых преподавателей, и «круглый стол», и диспуты, и вечерние дискуссионные клубы. Лекции были интересными, дискуссии – бурными, обсуждаемые вопросы – острыми, а работа – продуктивной. Гостями школы стали известные в области синергийной антропологии профессора С.Хоружий, О.Генисаретский (Москва), С.Смирнов (Новосибирск), С.Аванесов (Томск). Из 68 участников, представлявших Татарстан и другие регионы РФ, 41 имеет ученую степень.

Это была философская школа в ее первоначальном смысле. Подобная форма обучения-общения особенно характерна для академии Платона. И хотя Нижнекамск – далеко не Акрополь, понимание философской школы как пространства свободного для мыслеизъявлений, возможного только в кругу единомышленников, сказалось и на ее организации. «Любителям мудрости» необходима свободная дискуссия, ведь многие вещи познаются исключительно путем живого непосредственного общения. Обучение в такой области, как философия, невозможно вписать в стандарт лекций, где «мастер» выступает «транслятором» мудрости. Древние мыслители и их ученики обсуждали мировоззренческие вопросы, дискутировали, расходясь во взглядах и путем словесных баталий приходя к согласию.

– Я не помню, когда еще в нашем городе происходило мероприятие подобного масштаба, поэтому было бы грех его пропустить, – рассказала кандидат психологических наук Ирина ЛАРИОНОВА из Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. – Привлекает уже одна возможность общения с именитыми учеными, людьми из различных регионов России. Да и заявленная тема конференции крайне волнующая. Синергийная антропология – это достаточно новое направление философии и поэтому вызывает к себе большой интерес. Поскольку я все-таки не философ, а психолог, и это не совсем моя область, однако школа дала возможность расширить представления об изучаемых мною предметах и явлениях, взглянуть на них с иной точки зрения, изменить масштаб рассмотрения проблемы. Психология имеет дело с конкретным человеком, с обществом, а философия работает, на мой взгляд, с более обобщенными категориями. Разница в идеологических подходах, в категориальном аппарате. Сейчас формируется некая новая парадигма в данных философских исследованиях.

Хотелось бы ею проникнуться или хотя бы немножечко к ней приблизиться и что-то оттуда извлечь. Я думаю, это обоюдно интересное событие: молодые имеют возможность получить опыт, знания – все то, чем богаты мэтры науки. А последние, в свою очередь, имеют возможность получить, пусть порой наивные, вопросы, которые заставляют их задуматься. Поэтому школа интересна и тем, и другим.

– Мой интерес к школе, с одной стороны, познавательный, с другой – есть свои мысли по этой теме, которые интересно обсудить в активной среде и компетентном сообществе, – делится впечатлениями участник школы, соискатель МВГТУ им. Баумана Дмитрий ЩУКИН. – Научная тематика, которая меня интересует с самого начала моего знакомства с синергийной антропологией, – отношение человека с техникой. В школе появилось видение ситуации по проблеме в целом и понимание тех путей, которые позволяют ее решать. В этом плане полезно общение с коллегами из разных городов.

И пусть в Нижнекамске не было традиционных для греческой философской школы обсуждений (сидя в кругу, под открытым небом, в благоухающих садах), но во всем царил дух свободы: в стиле проведения лекций, во внешнем облике, манере общения учителей и учеников. Мириады сложных для восприятия на слух терминов перемежались добрыми шутками и лирическими отступлениями. А особо творческая атмосфера была в вечернем клубе. Моноспектакль-автобиография О.Генисаретского, фильм о М.Мамардашвили с его последним интервью для российского телевидения, обсуждение научных интересов молодых участников школы… Для полного возвращения к древней традиции и создания абсолютного ощущения «надмирности» происходящего не хватало, пожалуй, только пламени костра. Пять дней были насыщенными, но пролетели быстро. У всех осталось горячее желание встретиться еще и продолжить обсуждение.

В выходные дни студенты и преподаватели школы побывали с экскурсией в Елабуге, являющейся образцом купеческой архитектуры XIX века и сохранившей свой неповторимый облик и ландшафт. Посетили музеи Историко-археологического комплекса «Елабужское городище», площадь Тысячелетия Елабуги, мемориальный комплекс Марины Цветаевой, площадь Памяти и другие исторические места, приняли участие в ежегодной Спасской ярмарке.

Диана ФАЙЗРАХМАНОВА


Tags: , , , , , , , ,

Comments are disabled