Что-то с памятью моей стало…

Май 27, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Образование / Жизнь вузов.

Вот и отметила страна 65-летие Великой Победы. Эхо торжеств, прошедших как в нашей стране, так и во всех государствах, боровшихся с фашизмом, все еще звучит в наших сердцах.

Вместе с тем возникают новые вопросы, один из которых – кому нести дальше Знамя Победы? Что восприняло молодое поколение россиян из факта празднования великого юбилея? Ответ попытались дать специалисты Центра социологических исследований Института экономики, управления и права, которые накануне праздничной даты провели опрос среди студентов младших курсов.

Оказалось, что только у трети из 232 опрошенных живы родственники, участвовавшие в ВОВ. Больше половины из них (57 процентов) живут самостоятельно, остальные 43 процента – в семьях с детьми и внуками. Каждый второй респондент считает, что материальное положение ветеранов удовлетворительное. 28 процентов уверены, что пожилые ни в чем не нуждаются. По мнению остальных, ветераны пребывают не в самых лучших условиях.

Отрадно отметить единодушие молодых людей в мнении, что государство должно помогать своим ветеранам – материально и морально. В понятие материального они включили обеспечение жильем, предоставление льгот, санаторных путевок, медикаментов, повышение пенсии и т.д. Под моральной поддержкой подразумевались уважение, внимание, организация праздников, концертов, общение с молодежью.

Заметно, что личностные особенности ветеранов студентам младших курсов известны. Среди них – патриотизм, храбрость, целеустремленность, вера в победу, ум, смекалка, сила духа и мужество.

Хотят ли ветераны говорить о том, что пережили? Чуть менее половины респондентов ответили положительно на этот вопрос. Их дедушки и бабушки охотно делятся воспоминаниями о тяжелых годах войны. Реже обращаются к старым ранам – 38 процентов, а 12 процентов и вовсе стараются не вспоминать о том, что видели и чувствовали тогда. Молодежь же хочет знать о прошлом (более 80 процентов), но, увы, черпает свои знания все больше из Интернета, газет и документальных фильмов. Небольшая часть респондентов (менее 20 процентов) доверяет учебникам истории и самим участникам исторических сражений.

Мнения о том, как современные западные средства массовой информации отображают события 1941-1945 годов, разделились: одни респонденты (28 процентов) верят тому, что читают, другие (и это подавляющее большинство – 72 процента) не верят.
В ходе исследования удалось выявить интересные факты. Так, на вопрос об оценке попыток украинских властей сделать из Бандеры героя Второй мировой войны 38 процентов ответили, что относятся к этому крайне отрицательно, 17 процентов высказали свое безразличие, 45 процентов затруднились ответить. Вывод ясен: почти половина опрошенных студентов первых-вторых курсов не знают о том, кто такой С. Бандера, следовательно, не могут оценить деликатную политическую ситуацию.
Вообще же знают о войне немного. На слуху у молодых ключевые битвы Второй мировой: Сталинградская, Ленинградская, Смоленская, Курская. Меньшее количество упомянули о защите Москвы и Берлинской операции.

Вместе с тем молодым людям сложно анализировать итоги любой войны – опыта мало. И все-таки их мировоззрение формируется сейчас. Поэтому им был задан вопрос, смогли ли бы мы победить в мировой войне, случись она в третьем тысячелетии. Почти половина опрошенных считает, что, скорее всего, смогли бы. Нигилистов – 24 процента. И почти 30 процентов затруднились с ответом. В большинстве своем молодые люди пишут: «России в третьем тысячелетии обязательно нужны сильные армия и флот».

«Качество» победы СССР над захватчиком оценивается по-разному. Часть считает, что нашей армии помогла суровая зима, другая – что воевали все-таки люди, а не погодные условия. Последнее мнение разделяет меньшинство, и это весьма прискорбно.

По мнению студентов, для укрепления своей обороноспособности государство должно использовать и разрабатывать инновационные подходы. Например, укрепить армию, не создавать конфликтных ситуаций в армейской среде, вырабатывать правильные стратегии взаимодействия армии и гражданского населения, солдат и офицеров, развиваться в области военной техники.

В последнее время все чаще молодые люди призывного возраста уклоняются от армии, и здесь возникает вопрос о введении контрактной основы армейской службы. Если у современного россиянина призывного возраста будет возможность свободного выбора – служить или не служить в армии, то он, по мнению большинства опрошенных, выберет вариант «не служить». Лишь 11 процентов респондентов предпочли вариант «скорее служить, чем не служить».

Завершая сказанное, отметим: страшная война нашей страной пройдена героически и осталась в далеком уже прошлом. В большинстве случаев о ней вспоминают в памятные даты, когда транслируются фильмы о военном лихолетье и всюду поются песни о войне. Из того, что вспомнили и назвали опрошенные нами студенты, – это «Катюша», «День Победы», «Три танкиста», «Вставай, страна огромная!», «Смуглянка», «Синий платочек», «Офицеры», «Темная ночь», «Соловьи», «Прощание славянки». Радует, что хотя бы таким образом юные сердца приобщаются к народной памяти.

А перед ветеранами все мы были и остаемся в неоплатном долгу. Слава им и урок всем нам – тем, кто должен и может предотвратить все возможные катаклизмы подобного рода.

Луиза ХАМИТОВА, центр социологических исследований ИЭУП


Tags: , , , , , , ,

Comments are disabled