Творческое объединение [выход 68]

Декабрь 2, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Культура / Шоу-бизнес, Лента новостей.

У каждого свое представление о театре. Каков он есть и каким должен
быть. Менее года назад в нашем городе появилось Творческое объединение
— [выход 68]. Организаторы, которого позиционируют его как «территорию
для работы молодых представителей всех направлений театрального
искусства: от драматургов до режиссеров».

Театр же они трактуют как «колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Для них театр — место, » где впиваешься в артиста — глазами, эмоциями, энергией — а действие впивается в тебя, не отпускает. Театр «чистой условности» и восторга от того искусства, которым заболел». Многообещающе. Не правда ли?

Режиссерская лаборатория — первое событие от Театрального объединения
[выход 68]. Лаборатория проходит при поддержке Минкульта РТ, СТД РТ,
СТД РФ и с тех пор как она образовалась, на сцене театра на Булаке
было представлено несколько разноплановых работ молодых режиссеров.

В декабре «лаборатория» завершает свою работу. На финальный показ
отобранных спектаклей обещают пожаловать именитые режиссеры, критики,
журналисты.

И вот, так сказать, под занавес, на суд зрителя была представлена
работа молодого режиссера Юлии Захаровой, блистательная французская
комедия для любителей изящного юмора на весьма щекотливые темы,
«Играем в дружную семью» по пьесе известного драматурга М. Комолетти в
переводе Д.Островского.

Ю. Захарова-девушка с внешностью фотомодели и деловыми качествами
сильных людей, привыкших решать проблемы самостоятельно, закончила
режиссерский факультет в 2009 году. О тонкостях актерского мастерства
Юлия знает не понаслышке, все пять лет учебы, играла главные роли в
учебных постановках Казанской Академии Культуры и искусств. «Играем в
дружную семью» — её дебют в качестве режиссера. Юля любезно
согласилась рассказать о своей работе.

— Мне всегда было интересно, чем руководствуется режиссер, выбирая
пьесу для постановки? Почему комедия? Вы так же, как режиссер ТЮЗа
В.Чигишев полагаете, что казанский зритель охотно смотрит лишь то, что
развлекает?

— Вовсе нет! Первым моим замыслом было поставить пьесу Н.Коляды
«Землемер», а это произведение скорее грустное и философское, чем
смешное. Я даже успела проделать определенную работу в этом
направлении. Встречалась с автором, продумала мизансцены, вела
переговоры с художниками и самое главное, была достигнута
договоренность с актерами ТЮЗа о совместной работе. Но жизнь
предъявила свои права, одному актеру пришлось надолго выехать из
города для участия в киносъемках, у другой актрисы возникла
необходимость лечь в клинику для обследования ребенка. Поскольку
участие спектаклей в режиссерской лаборатории ограничено временными
рамками, я с горечью поняла, что мне придется отказаться от идеи
ставить Коляду. Откровенно говоря, я была в отчаянии, и мне вдруг
захотелось поставить именно комедию, не в угоду зрителю и не как дань
моде, скорее это была потребность души, желание поменять все
координально.

— Почему из всего многообразия классической и современной драматургии
Вы выбрали эту?

— У меня, я думаю, как у каждого режиссера, есть ряд пьес, которые я
хотела бы раньше или позже, поставить. М. Комолетти — одна из любимых
мною комедий из этого ряда.

— А не было ли соблазна перенести действие пьесы на русскую почву?

— Нет, ситуация залгавшихся супругов и любовников, типична для любой
страны, будь то Франция или Россия. И даже с годом Франции — России
мой выбор совпал случайно, мы не делаем акцентов на национальности.

Действительно, хоть в начале спектакля и упоминается Париж, костюмы,
технические атрибуты спектакля вырывают действие пьесы из временных
рамок в параллельную реальность.

В разговоре Юлия призналась мне, что когда сама в юности приходила в
театр, то воспринимала происходящее на сцене как подглядывание за
жизнью других в некую замочную скважину. Трудно не провести параллель,
спектакль начинается с того, что главный герой примеряет костюм,
смотрясь в зрительный зал как в зеркало. Постепенно прозрачная стена
между зрителем и актерами становится все тоньше, и наконец исчезает
вовсе. И с первых же минут спектакля мы начинаем понимать, почему
Жаклин имеет любовника, и отчего ее муж Бернард так радуется
знакомству с молодой актрисой, для которой организует день рожденья в
своем доме, пригласив кухарку и надеясь выпроводить из дома жену. В
режиссуре Ю.Захаровой отношения супругов наигранно неестественны,
гротескно-манерны. Контрастом им показаны нешуточные страсти, которые
кипят внутри героев, нужно видеть мимику Дмитрия Язова, актера
Казанского ТЮЗа , передающую калейдоскоп сменяющихся чувств, чтобы
понять это. Противопоставлена отношениям супругов и непосредственность
друга Бернара /актер татарского ТЮЗа Марсель Махмутов/ и мы видим, что
не случайно любовник Жаклин именно он, ему лгать и изворачиваться
совсем непросто и даже в тягость. Отлично справляется со своей задачей
Г. Мухтарова, играющая роль кухарки Сюзетты. Никогда не видевший
любовницу друга Роберт, принимает ее не за ту и кухарке приходится
стать актрисой, а прибывшей с опозданием актрисе-любовнице хозяина
дома — кухаркой. Роль Гульнаре удается, она играет легко, ярко, и до
того комично, что хочется аплодировать каждой ее реплике. Интересна и
удивительно пластична в роли любовницы молодая актриса казанского ТЮЗа
Мария Лазукова. Совсем небольшая, но яркая роль у Евгения Казанцева,
того самого, что поставил, когда-то «Репку» для маленьких зрителей
ТЮЗа. Режиссер же в этом спектакле неуловим, он растворяется в искусно
подобранной музыке, мизансценах, актерской игре, репликах и движениях.
Наверное, в этом и есть искусство режиссера — уметь быть незаметным и
в то же время незаменимым.

При выборе актеров, Вы остановили свой выбор на профессиональных
актерах. Как вам работалось друг с другом?

— Создание спектакля — целый творческий процесс. — говорит Юлия. —
Режиссура это индивидуальное искусство, воплощаемое через коллектив.
Актеры привносили очень много интересных мыслей, к которым я как
молодой режиссер, конечно, прислушивалась. Но все же целостность
спектакля зависит от режиссера, и актеры, надо сказать, понимали это и
оставляли за мной право последнего слова и со всей серьезностью
относились к поставленным мною, как режиссером, задачам.

-Что было трудным в Вашей работе?

-Пожалуй, единственной трудностью в нашей работе были — штампы.
Актерам было непросто отойти от стереотипов, привычки играть так, как
многие годы их играть заставляли режиссеры их театров. Но я видела
желание выйти из этой «оболочки» и даже в хорошем смысле «поиграть»,
что в целом, я считаю нашу работу плодотворной и успешной. Успешной
настолько, что мы задумываемся о постановке нового спектакля.

Премьера прошла с большим успехом, спектакль получился живой,
динамичный, яркий, и я имею все основания полагать, полюбится
казанской публике. Примечательно, что к концу пьесы супруги почувствовав разрушительную силу притворства, стряхивают с себя этот
дурман лжи, на котором и было замешано все происшедшее, понимают, что им есть «что терять», а именно друг друга и отношения их налаживаются.

Театр на Булаке, на сцене которого идет спектакль «Играем в дружнуюсемью» создан недавно, но зрители, побывавшие там не один раз, уже
начинают забывать, что зрительный зал переделан из некогда популярного ночного клуба «Крылья», от прежнего здесь остались лишь шахматныекубики на потолке. Администрация театра делает все возможное, чтобытеатр стал уютнее и привлекательней. Сюда все больше хочется приходитьне в чем попало, хотя демократичность обстановки все же сохраняется, аодеваться как принято в театрах. Возможно, это оттого, чтоосновополагающим принципом работы над спектаклями такие режиссеры как
Юлия Захарова ставят ответственность. Ответственность и высокийкультурный уровень, который должен возвышать театр. Законы есть вовсем, кроме театра. Театр должен постоянно меняться, искать, умирать ирождаться новым. И глубокая суть театра настоящего — энергетика

людей, творящих ради творчества.

ИРИНА УЛЬЯНОВА


Tags: , , , , , , ,

Comments are disabled