Опера «Евгений Онегин»в Казани

Январь 13, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Культура / Шоу-бизнес, Лента новостей.

Когда героев играют сверстники

Необычный эксперимент консерватории

Студенты Казанской государственной консерватории преподнесли подарок любителям оперы «Евгений Онегин». Гениальное музыкальное произведение Петра Чайковского с успехом живет на мировых сценах уже более 100 лет – со дня первой постановки в Санкт-Петербурге в 1884 году и мировой премьеры в Праге в 1888 году.

Об опере

– В прошлом году исполнилось 170 лет Петру Чайковскому. В апреле наш «музыкальный десант» из десяти солистов, студентов нашей консерватории, «высадился» в Йошкар-Оле, – делится впечатлениями после спектакля в Казани художественный руководитель оперной студии, профессор Альфия ЗАППАРОВА. – В Марийском оперном театре нам предоставили оркестр, артистов балета и хора. Наши солисты не подкачали и выступили с большим триумфом. А потом мы хотели повторить в Казани, но в мае у многих были государственные экзамены, и по объективным причинам не было возможности собрать оркестр. Тем не менее, мы все равно репетировали и к сегодняшнему дню подготовили и хор. У нас появилась возможность показать эту оперу зрителям 21 и 23 декабря в БКЗ.

опера Евгений онегин

Несмотря на то, что исполняли оперу молодые артисты, зал был полон, и не только людьми «в возрасте», но и весьма юными ценителями высокого искусства. Так что есть в Казани и та молодежь, которая вместо попсовых вечеринок предпочитает концертный зал, чтобы окунуться в мир чистой и красивой музыки.

Об ученике

– Работать с талантливым учеником – это радость для педагога, – рассказывает профессор Зиля СУНГАТУЛЛИНА. – Филюс – самородок, таких учеников много не бывает. Хотя он учится на народном отделении, но сделал большие успехи и в классике. Сегодня он исполнил партию Ленского, которая требует большого интеллекта, хорошей вокальной подготовки, внешние и актерские данные. Все это в нем есть. Конечно, такой успех – результат совместной работы, который требует большой отдачи, самопожертвования. Выходя на сцену, он всегда радует зрителя. Вначале Филюс поразил всех неповторимым голосом, у него «мон»: все, о чем поет, идет от всего сердца, души. В дальнейших концертах он начал включать произведения русской, зарубежной классики, итальянские песни. На недавнем сольном концерте сделал пробный шаг – исполнил арию Ленского. И зритель это принял. Ведь оперный жанр очень сложен. На сегодня Филюс Кагиров уже спел в нескольких операх. Думаю, что после окончания консерватории он получит и вторую квалификацию как вокалист, солист оперного театра. Надеюсь, что наш оперный театр повернется лицом к такому таланту. Такой голос, которым одарила его природа и которым он уже владеет, встречается редко, так что со временем он может стать украшением театра имени Мусы Джалиля. И если упустят, это будет непростительно для нашей республики. Филюс – один из многогранных певцов, как исполняющий татарскую национальную, так и русскую, зарубежную классику – Глюка, Джордани. Конечно, как преподавателю мне легко с ним работать. Я очень легко подобрала к нему ключ, хотя некоторые педагоги говорили, что с ним сложно работать. Думаю, он повзрослел и понял, что такое искусство. Понял, что иметь талант и не получить школу – значит, ничего не иметь. Только одним талантом не обойтись, голос требует обработки и хорошей вокальной основы. А то, что он часто выезжает на гастроли, это я только приветствую.
Потому что это тоже практика для будущего певца. Он всегда готовит сложные программы, причем всегда живым голосом.
Филюс никогда не поет под фонограмму. И тем самым показывает пример честного служения искусству. А перед этим все со мной согласовывает. На гастроли выезжает с готовой программой, и я спокойна: он с рельсов не сойдет. На мой взгляд, в последние годы никто из молодых исполнителей не добился таких серьезных творческих достижений, как Филюс Кагиров, ни в Татарстане, ни в Башкортостане.

О главном герое

– Хочется сказать отдельно о Ленском – Филюсе Кагирове, – продолжает худрук оперной студии. – О таких говорят: «Его Боженька поцеловал в темечко». Хотя он студент народного отделения, но с первого курса ходил на занятия в нашу оперную студию. Я считаю, если певец достигает такой высокой планки – петь партию Ленского – это уже говорит о нем, как о состоявшемся певце. К сожалению, для многих теноров эта партия осталась недосягаемой вершиной. Я считаю, что сегодня у нас на сцене был татарский Лемешев. Ему нужно еще чуть-чуть все это апробировать, опробовать свои силы. Ведь мы все это сделали за пять оркестровых репетиций. Можно сколько угодно в классе петь под рояль, под руководством педагога, а выходить на сцену с дирижером, оркестром и чутко на все реагировать, двигаться, для этого нужны еще и колоссальные актерские способности.

Немаловажную роль сыграли и режиссерские находки Рустема Фатхуллина. Так, он ввел в спектакль образы Ангела и Демона, хотя многие это запрещали. Новые образы удачно вписались в спектакль, как-то нужно было заполнять паузы… Ведь у Пушкина в одноименной поэме много раз повторяется слово «ангел». А как ангел подхватывает раненого Ленского, или как подает в руки героя цветок, когда он сидит перед дуэлью и исполняет свою знаменитую партию? Все это ненавязчиво, не отвлекая зрителей от основных героев.

Об артистах

В спектакле приняли участие студенты с первого по пятый курсы, есть аспиранты и выпускники консерватории, которые выступали в Йошкар-Оле. Интересно и то, что играли два состава, и каждый выступал по-разному. Режиссер изучил психофизику каждого артиста. Если одна Татьяна была строгой, холодной, то другая – страстной, тонкой, стремительной натурой. Причем в двух отделениях играли две Татьяны. В первом пела Екатерина Лейдер, а во втором – Альбина Загретдинова.
Если Ленский в исполнении Филюса Кагирова романтичный, жгучий, то Дамир Закиров исполняет эту роль интеллектуально, как поэт.

– Все они настолько разные, – поясняет Альфия Заппарова. – Солист Татарского оперного театра Владимир Васильев в роли отставного генерала Гремина солидный, а Рустам Асаев поет ласково, трепетно до слез, у него такие красивые ноты, так философски он поет. Два состава и две совершенно по-разному звучащие оперы. Ольга – Илга Григорьева, второкурсница, очень перспективная девушка. Но, конечно, не обошлось и без волнений, ведь выступать перед искушенной публикой и преподавателями, известными певцами – это большая ответственность.

Филюс КАГИРОВ: «Мечтаю об Италии»

По окончании спектакля зал взорвался аплодисментами и криками «браво». Артистов буквально завалили цветами. Это напоминало кумира 1930-40 годов Сергея Лемешева, снявшегося тогда в фильме «Музыкальная история». К главному герою невозможно было пробраться в гримерку.

d0bed0bfd0b5d180d0b0-d0b5d0b2d0bed0bdd0b5d0b3d0b8d0bd_d184d0bed182d0be

– Филюс, каким был для тебя 2010 год?
– Слава Богу, удачным. С большим успехом прошли два концерта, посвященные 110-летию Салиха Сайдашева. Недавно на заключительном этапе телефестиваля эстрадного искусства «Гальсяр сандугач» («Хрустальный соловей») в Уфе был удостоен титула «Певец года», где исполнил свои любимые песни «Китмэ, сандугач» и «Жиз кынгырау моннары». Этот приз вручается тем, кто в течение года активно гастролировал как в Татарстане, так и в Башкортостане.

– Ты учишься на народном отделении, зачем тебе навыки оперного певца?
– Я для себя поставил цель получить еще и академическое образование, поэтому учился в оперной студии, хотя это требует много сил и времени.

– Каково петь с оркестром?
– Конечно, сложно, но очень приятно. Ведь когда поешь под фортепиано, музыкант следует твоему голосу. А для пения в сопровождении оркестра нужно научиться слушать друг друга, чтобы петь в унисон. И, конечно, нужно слышать и понимать своего партнера по сцене.

– Как тебе роль Ленского, сложно ли было сыграть его?
– Он для меня очень близок по характеру, поэтому не было прин-ципиальных трудностей войти в этот образ. Потребовались усилия показать духовное состояние Ленского как поэта.

Хочется поблагодарить за работу оркестр, дирижера и режиссера. Это же полуконцертный вариант. На сцене Большого концертного зала консерватории разместился весь состав оркестра, да еще артисты, на маленькой площадке должны были исполнить всю оперу. Но наш режиссер Рустем Фатхуллин, все это понимая, постарался сделать все возможное и невозможное. Нам помогали также его задумки с ангелами. За проделанную им с любовью работу хочется сказать большое спасибо.

– А что впереди?
– Совсем скоро, в январе, предстоят гастроли «Евгения Онегина», и мы будем выступать на оперной сцене Ижевска.

– О чем мечтаешь в новом году?
– Мечтаю поехать в Италию, хотя бы туристом.

Премьеру посетила
Альфия ГАНЕЕВА


Tags: , , , , , ,

Comments are disabled