II Всероссийский фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло»

Декабрь 19, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Культура / Шоу-бизнес, Лента новостей.

Марафон молодой режиссуры

Год назад по инициативе ТГАТ им. Г. Камала с большим успехом прошел I фестиваль «Ремесло». Тогда в нем приняли участие 6 молодых режиссеров, поставивших спектакли в театрах столицы и городах Закамья. Костяк составили выпускники режиссерского отделения Казанского государственного университета культуры и искусств. Руководитель курса – Фарид Бикчантаев.

На этой неделе в Казани проходит уже II Всероссийский фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло». В его рамках определят финалистов первой республиканской режиссерской лаборатории «Выход-68». О подробностях фестиваля, его участниках корреспонденту «МТ» рассказала руководитель лаборатории Айгуль ДАВЛЕТШИНА.

Фестиваль ремесленников

– За прошедший год сообщество молодых режиссеров пополнилось новыми именами, были поставлены новые спектакли, что позволило нам выйти уже на всероссийский уровень. В нынешнем фестивале принимают участие режиссеры из Оренбурга и Санкт-Петербурга. Кроме того, за прошедший год в Казани было образовано новое театрально-образовательное движение – режиссерская лаборатория «Выход-68». Лучшие спектакли лаборатории также вошли в фестивальную афишу «Ремесла».
Репертуар театрального марафона представлен драматургией разного уровня: это и классика, и современная пьеса, и авангард, и компиляционные тексты. Среди них можно выделить работу молодого, но уже опытного режиссера из Санкт-Петербурга Искандера Сакаева – спектакль «Ашик Кериб» (М.Лермонтов). Искандер ставил спектакли в прославленном Александринском театре. А пьеса, которую он поставил на сцене Альметьевского драмтеатра, уже прошумела на всю Россию.
Многие из режиссеров-участников «Ремесла» – ученики Фарида Бикчантаева. По словам Шамиля Закирова, директора ТГАТ им. Г. Камала и директора фестиваля «Ремесло», когда выпустился этот курс, новоиспеченных режиссеров предлагали всем казанским театрам, но некоторые ставили условия, а некоторые просто отказались. И все же в итоге молодые постановщики распределились по разным театрам республики, даже в Оренбургский государственный драматический театр им. М. Файзи, и нашли свое место.

Работы

– Интересна эволюция режиссеров Лилии Ахметовой и Нафисы Исмагиловой, которые принимают участие в фестивале во второй раз. Настоящим открытием обещает стать работа режиссера Гузель Акбердиной (Уфимский государственный татарский театр «Нур») – спектакль об инвалидах «Иcкал тебя, любимая» Туфана Миннуллина.
Ильгиз Зайниев представит сразу две постановки: «Танцуй, танцуй, Хайбулла…» и «Derdmend» Закира Рамиева. Молодой режиссер Рамиль Гараев (Оренбургский драмтеатр им. М.Файзи) покажет казанским зрителям спектакль «Гармонь» по пьесе Ильгиза Зайниева.
«Дуэтом» выступят режиссеры Родион Сабиров и Ангелина Мигранова со спектаклем «В ожидании Годо» (С.Беккет). Закроет фестиваль последняя премьера Камаловского театра «Дачный сезон» (Салават Юзеев), который впервые поставил актер театра Радик Бариев.

Отбор

– С марта по ноябрь этого года участники лаборатории на разных театральных площадках города создавали неординарные, молодежные спектакли на русском и татарском языках.
На втором этапе проекта в мае 2010 года было представлено 9 «эскизов» спектаклей и готовых постановок. Из них по решению экспертного совета в финал лаборатории было отобрано шесть спектаклей: «Лысая певица» Э. Ионеско (реж. Ангелина Мигранова и Родион Сабиров), «Сиротливый Запад» М.МакДонаха (реж. Евгений Мардер), «Марьино поле» О. Богаева (реж. Нафиса Исмагилова, Альметьевск), «Невесты войны» Б. Васильева (реж. Вероника Пичугина), «Танцуй, Хайбулла…» И. Зайниева (реж. Ильгиз Зайниев), «Играем в дружную семью» М. Камолетти (реж. Юлия Захарова). Из них два спектакля на татарском языке: «Марьино поле» и «Танцуй, Хайбулла…».
Все спектакли по-своему интересны. Увидим и спектакль, который представляет собой театр абсурда. В частности, «Лысая певица» – это свободные вариации на тему одноименной пьесы Эжена Ионеско, одного из ярчайших представителей европейского театрального авангарда . А «Невесты войны» по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» – первый режиссерский опыт Вероники Пичугиной. Постановка подготовлена силами учащихся Казанского театрального училища и уже является одним из фаворитов фестиваля. Актрисы спектакля играют практически своих ровесниц. Кстати, на него приходил сам Константин Хабенский по приезде в наш город.
Спектакль «Играем в дружную семью» представляет интерес не только потому, что это работа режиссера-дебютанта Юлии Захаровой, но и тем, что является первым опытом объединения актеров русского и татарского ТЮЗов. А у спектакля «Марьино поле» Нафисы Исмагиловой будет премьера, и он обязательно вызовет интерес не только у публики, но и у критиков. Это история о трех старушках, доживающих свой век в деревне. Однажды одной из них на смертном одре является погибший на войне молодой муж и просит встретить его с друзьями на вокзале… Героини произведения – трех наций: русская, чувашка и татарка. Спектакль идет на татарском языке, но у актеров у всех свой акцент, характерный каждой нации. Этот спектакль – фантасмагория, который у зрителей вызовет шок.
Пока спектакли ставятся силами самих молодых режиссеров на их собственные средства. Но они смогли заинтересовать и зажечь актеров, которые согласились играть тоже бесплатно. В спектаклях лаборатории участвуют народная артистка Татарстана, актриса Альметьевского театра Раушания Файзуллина, заслуженный артист Татарстана, актер Камаловского театра Ильдус Габдрахманов, актеры Казанского ТЮЗа Гульнара Мухтарова, Дмитрий Язов, Марсель Махмутов и другие.

Союз по интересам

– К сожалению, у нас нигде не готовят драматических режиссеров. По сути, лицензию на их подготовку взяли только под Фарида Бикчантаева в КГУКИ. Везде обучают только постановщиков для любительских театров. Для того чтобы подойти к подготовке драматических режиссеров, нужно расшевелить саму театральную среду в Казани, в том числе и зрителей. Вот откуда возникла идея создания лаборатории. Молодые режиссеры из лаборатории никогда не ставили спектакли в государственных театрах, просто они сами пришли к нам и подали заявки. Кстати, актеров они тоже сами нашли. А мы со своей стороны помогали, чем могли: кому-то – с поиском репетиционной базы, кому-то – с костюмами, реквизитом. Конечно, ничего бы не случилось без Театра на Булаке. Сейчас он стал той самой альтернативной площадкой, где могут попробовать себя молодые таланты. Мы очень благодарны этому театру и его художественному руководителю Евгению Аладинскому.
В финале «Выхода-68» начинающие режиссеры представляют свои спектакли на сценах Камаловского театра и Театра на Булаке. Участников лаборатории поддерживают члены ее экспертного совета, куда входят завлит Камаловского театра Нияз Игламов, главный режиссер Казанского ТЮЗа Владимир Чигишев, начальник отдела развития искусств и защиты авторских прав Министерства культуры РТ Зульфира Салехова и я, как координатор. На протяжении всего проекта мы не вмешивались в художественное пространство постановки. Председателем совета является министр культуры Зиля Валеева, а заместителем – главный режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев. Вторая режиссерская лаборатория запланирована на осень 2011 – весну 2012 года.

«МТ»-справка
Режиссерская лаборатория «Выход-68» – некоммерческий проект, который собрал вместе молодых русско- и татароязычных режиссеров со всей республики. «Выход-68» назван в честь 1968 года – года Пражской весны, мирной революции студентов во Франции, выхода «Белого альбома» ливерпульской четверки «The Beatles», года надежд на демократию и счастье.

А судьи кто?

На фестиваль пригласили коллегию критиков. В ее состав вошли казанец Нияз Игламов, театровед, профессор РАТИ-ГИТИС Анна Степанова (Москва), которая привезла и своих студентов, театровед Дина Давлетшина (Уфа) и Надежда Стоева из «Петербургского театрального журнала». После каждого спектакля эксперты обсуждают его вместе с журналистами и зрителями.

Альфия ГАНЕЕВА


Tags: , , , , , ,

Comments are disabled