«Без работы наши выпускники сидеть не будут» / РУЛЕВОЙ НОВОЙ КАФЕДРЫ КФУ ПРИШЕЛ В НАУКУ ЧЕРЕЗ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Апрель 7, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Лента новостей, Образование / Жизнь вузов, Общество / Карьера / Хобби.

В конце 2010 года в составе Института востоковедения КФУ появилась новая кафедра – регионоведения и исламоведения. Ее возглавил доктор экономических и кандидат юридических наук, ведущий российский специалист по исламским финансам и страхованию Ренат Беккин. О задачах нового подразделения вуза «МТ» расскажет, что называется, от первого лица.

rb1281868121

Корни

– Наша кафедра молодая, ей всего несколько месяцев от роду. Предыстория же ее создания такова. Еще летом я был приглашен ректором КФУ Ильшатом Гафуровым на должность заведующего кафедрой исламской экономики. Казалось бы, чего еще желать человеку, посвятившему более двенадцати лет изучению данной проблематики? Но я все же решил поставить задачу шире – создать кафедру исламоведения, в чьи функции будет входить не только изучение актуальных проблем мусульманского мира, но и подготовка классических исламоведов.

rb1281867613

То, что мы на верном пути, я понял, когда министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подтвердил статус КФУ как своеобразного посредника в отношениях России с мусульманскими странами в сфере науки и образования. Таким образом, на плечи кафедры ложится очень большая ответственность, задача государственного масштаба: развивать на достойном уровне изучение исламского мира. Проблема создания такого рода кафедры назрела давно: на Западе практически в любом ведущем университете есть структура, специализирующаяся на Islamic studies (исламских знаниях – прим. «МТ»). Как мне представляется, Казань – родина российского исламоведения, центр пересечения различных культур и религий – является идеальным местом для изучения ислама. Поэтому в наши планы входит, в том числе, организация крупных тематических конференций, приглашение с публичными лекциями ведущих специалистов по исламу, издание специализированного научного журнала на английском языке.

Безотцовщина в науке

– Исламоведческая научная школа в России находится сейчас в тяжелейшем состоянии. По уровню развития такого направления, как исламоведение, мы отстаем от Запада как минимум лет на двадцать-тридцать. Наша первейшая задача, как мне представляется, – сберечь и сохранить имеющееся научное наследие и не допустить, чтобы была утрачена духовная и интеллектуальная связь между старшим поколением исламоведов и молодыми учеными, только начинающими заявлять о себе на этом поприще.

rb1280572808

Сейчас в гуманитарной науке существует разрыв между поколениями: есть 60-летние ученые, а за ними идут 30-летние. Среднее поколение ученых отсутствует. В исламоведении ситуация страшнее: мы видим 70-80-летних мэтров и 20-30-летних молодых ученых. Это уже не поколение отцов и детей, это поколение дедов и внуков, а то и правнуков.

Если брать серьезных российских ученых мирового уровня, которых по праву можно назвать исламоведами, то их можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. Большинство из них проживает в Петербурге, в основном, это те самые мэтры, о которых я говорил. Но есть и в Казани молодая поросль исламоведов. В основном, это татароведы, умеющие работать с восточными рукописями. На них мы возлагаем большие надежды в деле подготовки научных кадров для университета и республики.

Who is исламовед?

– Я считаю, что настоящим исламоведом можно считать лишь такого ученого, который имеет базовое (профильное) образование и владеет как минимум одним из основных языков мусульманских народов: арабским, персидским или турецким. Кроме того, исламовед должен уметь работать с рукописями. В этом смысле политолог, прочитавший несколько статей на английском и на их основании спекулирующий на тему «исламизма», не имеет никакого отношения к исламоведению. Пока такие «специалисты» по исламу будут править бал в средствах массовой информации и в публичном пространстве, не стоит ждать ничего путного. Кафедре регионоведения и исламоведения предстоит стать центром компетенции по вопросам ислама – по крайней мере, в Татарстане.

rb1280649119

В этой связи я, по большому счету, и себя-то не считаю таким специалистом, хотя по образованию являюсь арабистом, изучал большинство дисциплин, входящих в «джентльменский набор» исламоведа. Некоторые из них мне даже приходилось преподавать, в частности, основы классического мусульманского права (фикха). Исламоведом я себя не могу назвать еще и потому, что сфера моих научных интересов связана преимущественно с актуальными проблемами современности, в частности, с упоминавшейся исламской экономикой, которая все же больше имеет отношения к экономике и финансам, чем собственно к исламу.

Про студентов

– Задача каждой кафедры – стать выпускающей. Сейчас активно работаем над этим. Мы рады видеть у себя в качестве абитуриентов всех, кто хочет больше узнать об исламе и мусульманском мире от лучших специалистов из России и других стран.

Ключевыми факторами при поступлении на нашу кафедру будут не столько баллы ЕГЭ, сколько собеседование, живое общение. Нам важно увидеть блеск в глазах, интерес к теме. Наш студент не должен быть нацелен на зарабатывание денег, это своего рода подвижник, энтузиаст. Хотя, учитывая тот факт, что грамотные специалисты по исламу и по мусульманскому миру – штучный товар, могу сказать, что без работы выпускники нашей кафедры сидеть не будут.

rb1280649064

Все это, надеюсь, воплотится в ближайшей перспективе. Пока же я читаю авторский курс «Исламская экономика» студентам Института востоковедения КФУ. Есть желание начать вскоре преподавать «Мусульманское частное право». Но в настоящее время основные силы отнимает административная работа. Вы не представляете, что такое создавать кафедру с нуля, когда много работы приходится делать не благодаря, а вопреки. Готовых решений в нашем случае нет, иногда приходится в буквальном смысле изобретать велосипед.

Автобиография (light)

– Родственно я с Казанью и Татарстаном, увы, никак не связан. Я – коренной ленинградец, мои предки приехали в Петроград еще до революции. Прабабушка погибла в блокаду, бабушка тоже блокадница.

Первый раз я побывал в Казани только в 1995 году. Как сейчас помню, было это в мае. Меня узнавали на улице, подходили совершенно незнакомые люди, поздравляли, жали руку. Какая-то девушка даже поцеловала. В губы. Дело в том, что незадолго до этого в самый прайм-тайм (в субботу в шесть часов вечера) по телевизору показали игру «Умники и умницы», в которой я победил и стал, кажется, первым татарином, поступившим через эту передачу в МГИМО (на специальность «Юрист-международник со знанием иностранных языков» – прим. «МТ»).

Потом мне суждено было вернуться в Казань лишь через девять лет. В 2004-2005 годы я работал в казанской страховой компании директором управления исламского страхования. Это была первая и, к сожалению, неудачная попытка развивать исламскую систему страхования в России. На меня вышли сотрудники данной компании, прочитавшие мою книгу «Страхование в мусульманском праве: теория и практика», опубликованную в 2001 году. Впоследствии мне неоднократно приходилось бывать в Казани как раз по вопросам исламской экономики и финансов.

Подготовлено при содействии пресс-центра КФУ


Tags: , , , , , , , ,

Comments are disabled