Хиджабофобия в Татарстане

Август 26, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Главная тема, Неформат, Общество / Карьера / Хобби, Спорим.

В Набережных Челнах студентку вынудили снять платок

В отдельных странах Евросоюза не утихают споры вокруг законов, запрещающих носить в общественных местах хиджаб. Кто-то поспешил ассоциировать это убранство с терроризмом, позабыв, что за тканью сокрыта женщина…

2314

Как поясняют власти, например, во Франции, запрет введен в целях безопасности, чтобы полицейские могли более эффективно устанавливать личности граждан. Но принятие данного закона в то же время является ущемлением прав мусульманок. Толкователи правовых норм упустили, видимо, из вида, что в исламском понимании хиджаб – это не просто мода или понты, но прежде – образ жизни.

Эта одежда предназначена для укрытия частей тела, которые ислам предписывает убирать от взора постороннего. Его смысл – покрытие всего тела, кроме лица и ладоней, – состоит в защите женщины от взоров мужчин, посягательств на ее честь. Хиджаб – это не оковы бедной узницы, как предполагают многие, а символ ее достоинства и показатель нравственности. Непонимание этих аспектов европейскими чиновниками сулит конфликтами и противоречиями в обществе. Однако однобокость суждений встречается и в нашем обществе, в том числе и в Казани.

«МТ»-справка
В Коране нет указаний на конкретные предметы гардероба, но задан общий принцип. Относительно одеяния женщин есть аят – стих Священной книги: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают покрывалом свои вырезы и не показывают своей красы». (Сура «Свет», аят 31)

Реальность такова, что чем больше обнажена женщина, по мнению многих, тем больше в ней культуры и современности. Мини-юбки, глубокое декольте, полупрозрачные платья, короткие шорты, из-под которых вываливаются ягодицы, обтянутые джинсы – все это привлекает внимание мужчин. И когда на улице встречается девушка, укутанная в платок, у людей на лице красуется ирония и надменность… Об этом и две нижеприведенные истории, которые вынесены на суд читателя.

Белая ворона

Рената Алиева родилась в маленьком поселке с населением не более 20 тысяч человек, где все друг друга знают, а слухи разносятся со скоростью света. Было бы незначительное событие, а жители раздуют из нее новость мирового масштаба. Именно поэтому Рената надела платок лишь по окончанию 11-го класса, когда уехала в город.

– Бабушка с детства учила меня молитвам. Став постарше, я начала читать намазы, старалась соблюдать все предписания Корана, – вспоминает молодая девушка. – Мой внешний вид отличался от вида моих подружек. Я всегда одевалась так, чтобы руки, ноги и шея были прикрыты, но при этом никак не могла решиться покрыть голову платком. Боязнь осуждения со стороны и мнение родителей, которые хотели повременить с моим ношением хиджаба, сдерживали меня. Мама с папой не запрещали носить платок, но они боялись за меня, все время твердили, что люди разные, могут обидеть словом, потому и просили потерпеть чуть-чуть.

Когда Рената сдала последние школьные экзамены, она поехала в Челны, чтобы поступить в вуз. В этом городе ее никто не знал, не было знакомых, и перед новыми друзьями девушка могла предстать в желаемом для себя образе – мусульманки в хиджабе.

– Хотя мне и доставляли некоторое беспокойство мысли о том, как на меня посмотрят, я не стала отступать от единожды принятого решения. И в августе надела платок. Но я ошиблась… В своем институте я была одна такой. Тысячи глаз смотрели на меня с удивлением. Это можно сравнить с походом в зоопарк: когда толпа людей разглядывает диковинного зверя и тычет в него пальцем. Я ощущала себя этим зверем. В институте недоумевали: «Что за форма одежды? Вас стало так много!» Когда я отвечала, что это по повиновению Всевышнего и об этом написано в Коране, от меня отставали. Очень часто в коридорах вуза слышала вослед: «Ваххабитка», «А вдруг она взорвет школу?». Им казалось, раз я в платке, значит обязательно под одеждой есть гексоген.

– Тебе было неприятно, но как ты продолжала реагировать на такое поведение со стороны окружающих?
– Я молчала. В их глупости никто не виноват. Что же я могла поделать? Объяснять всем, что это неправда? Мне было все равно, что они говорили …в первое время. Вскоре в нашем институте был введен дресс-код: все должны были одеваться по одному образцу – классические брюки или строгая юбка и белый верх. Никаких декольте, мини-юбок и облегающей одежды. Думала, меня это не затронет. Но не тут-то было. Мой внешний вид вызывал бурную реакцию не только среди сверстников, но и у преподавателей. С их стороны на меня обрушился сарказм. Помню, как преподавательница по социологии однажды спросила: «А ты человеческую юбку не носишь? Ах, я забыла… Ты ведь особенная». Никак не ожидала услышать такой вопрос со стороны взрослого человека, тем более когда этот человек еще и декан.

– Ты ожидала, что ирония может быть лишь со стороны ровесников, а взрослые отнесутся к твоему выбору если не с пониманием, то с терпением?
– Мне всегда казалось, что взрослые люди должны понимать, что к чему. Но они так же глупы, как и дети. Каждый день при входе в институт вахтерши останавливали меня и говорили: «Снимай платок. В головном уборе у нас не ходят». Другие упрекали за то, что я хожу в длинных юбках. Я пыталась донести истинный смысл хиджаба, но возникало такое ощущение, что меня не слушают. Постоянные колкие замечание преподавателей, издевки со стороны окружающих, недоуменные взгляды в институте, честно говоря, достали меня. И я начала задумываться о том, чтобы снять платок. В глубине души я понимала, что мне нельзя поддаваться и сворачивать с пути, но желание жить в покое и беспокойство родителей взяли вверх. Я сняла платок.

– Не жалеешь?
– Очень жалею. Каждый раз, когда я вижу мусульманок с красиво повязанными платками и скромной одеждой, я тихо завидую и радуюсь, что Аллах дал им силы. Но я вернусь к хиджабу, когда выйду замуж.

Веротерпимая Казань

Что же касается Казани, то девушка в платке стала привычной для нашего глаза. Нет тех бурных и непонимающих взглядов со стороны окружающих, и в казанских вузах они могут чувствовать себя вполне спокойно. Как рассказали в КФУ, КГТУ (КХТИ), КГЭУ и КГФЭИ, девушкам не запрещено носить платок, более того, как уверили во всех вузах: «Вам никто ничего не скажет». Примером может послужить история студентки 5-го курса КФУ Эльмиры Гариповой (на фото), которая вот уже два года носит платок.

– Мысль надеть платок появилась уже в 10-м классе, – вспоминает она. – Но родители не разрешили. Их доводы были основательными: ведь если надевать, то на всю жизнь, платок это не та вещь, от которой можно просто так отказаться. Они говорили: «Эльмира, пока поживи, узнай, твое это или нет». Так и не надела, но даже когда поступила, все еще размышляла на эту тему. В итоге, на 3-м курсе надела хиджаб. Очень боялась реакции со стороны.

– И как отреагировали окружающие тебя люди?
– Помню, как вышла первый раз с платком на улицу, думала, все будут на меня смотреть, но никому и дела не было до меня. В тот же день пошла в университет, опоздала на пару, тихонько захожу в аудиторию, и весь поток как ахает: «Ты в платке!?» Друзья, видимо, от меня такого не ожидали. Весь поток всю пару мне присылал записки, писали и те, кого я даже не знала: «Молодец. Тебе очень идет. Терпения. Уважаю».

– А преподаватели как восприняли твой образ?
– Был у нас один, который вел пары два года кряду. Так вот, заходит он в аудиторию, что-то рассказывает и вдруг, увидев меня, буквально обрывает свой рассказ на полуслове. Минуты три длилось молчание. Собравшись с мыслями, он продолжил. Зато целую пару все внимание было только на меня (смеется).

– Изменились ли отношения с друзьями?
– Отношения не поменялись, разве что уважать стали больше. Вообще, люди всякие встречаются. К девушкам в платках относятся по-разному, ведь многие думают, что все мусульмане – это террористы. Эти люди во власти стереотипов. Кто понимает суть вещей в исламе, тот смотрит восхищенно, кто ничего не знает про религию, тот может отнестись пренебрежительно. У всех разная реакция. В моем университете ко мне никто не приставал. Многим понравились мои внешние и внутренние изменения. Лично я не испытала на себе непонимания.

Вместо резюме

То, что случилось в Челнах, далеко не единичный случай. В нашем современном мире люди, которые везде и всюду твердят о свободе человека, забывают предоставить самому человеку свободу выбора. Стоит помнить, что никто не вправе упрекать ближнего за то, что тот носит хиджаб или крестик на шее. Хочется надеяться, что в скором времени история Ренаты не будет иметь места для ее повторения. А для этого в нашем обществе нужно воспитать уважение не только к религии, но и к выбору отдельного человека.

«МТ»-опрос
Как вы относитесь к ношению хиджаба?
Рузиля Тазеева, 21 год, студентка:
– Хотя отношусь и нейтрально, но сама бы никогда не надела его.
Азамат Гарипов, 19 лет, официант:
– А не все ли равно – в платке она или нет? Суть не меняется. Раз так предписывает религия и этого желает сам человек, то почему бы и нет? Это часть культуры.
Кристина Иванова, 22 года, администратор:
– Мусульманки в хиджабах выглядят достаточно экзотично, но красиво. Я уважаю их за то, что они соблюдают обычаи и не боятся привлекать к себе внимание людей. Ведь довольно трудно не поддаваться общей моде и общим представлениям о том, как должна выглядеть девушка.
Лидия Сафиуллина, 40 лет, продавец:
– Носить или не носить – дело личное. Если одевают его осознанно и носят красиво и аккуратно, то это вполне приемлемо. Но когда девушка с ног до головы укутывается в одеяния и видны только глаза, становится жутковато.
Ришат Насыбуллин, 25 лет, безработный:
– Я только за, если девушка решила надеть хиджаб. Это доказывает ее силу и преданность. Смотреть на девушек в платке гораздо приятнее, чем на полураздетых особ.
Ильмир Давлетшин, 33 года, таксист:
– Нормально отношусь, но я бы не хотел, чтоб моя девушка облачила себя в кокон. Зачем скрывать свою красоту? Не нужно прятать свою внешность от людей.
Зиля Шамионова, 18 лет, студентка:
– С огромным уважением. Я сама мусульманка, но не настолько верующая. И прекрасно понимаю, что я никогда не смогу пойти на такой шаг.

На тему хиджаба рассуждала Айгуль ШАРИПОВА


Tags: , , , , , , , , , , ,

14 Responses to “Хиджабофобия в Татарстане”

  1. Аделя:

    Ужас какой-то творится в Челнах! Читала и не верила этому! Очень уважаю девушек в платках и никогда не подумала бы что могут ТАК к ним относиться!

  2. Ирбис:

    Чесно говоря не верится в истрию этой девушки. Но в целом всегда забавляла эта тема. В отдельных мусульманских странах,европейским женщинам нельзя носить миниюбки или ходить по улицам без этого самого хиджаба,
    почему же мусульмане не должны соблюдать законы отдельных европейских стран?

  3. отвечаю Ирбису:

    Ирбис, не смешите мои тапки! Татарстан — европейское государство? Не совсем дикое, но все еще средневековье с претензией на цивилизованность…

  4. Ирбис:

    Да причем здесь Татарстан? Я же написал «В ЦЕЛОМ СИТУАЦИЯ» читайте внимательнее. Просто здесь двойные стандарты. Мусульмане «возникают» когда в христианских странах им не разрешают носить их религиозную атрибутику, хотя во многих мусульманских странах требуют чтоб, все было по ихнему. Где справедливость?

  5. May Kasahara:

    Тоже мне…. Когда нарушаются права мусульман, об этом на весь мир трезвонят! В каждое стране свои законы — это делается ради безопасности людей, а не ради ущемления прав мусульман. Ради этого, пожалуй, стоит поступиться законами Корана!

  6. Хм.:

    Не вижу в этом ничего ужасного. Если хотят, то пусть носят. Страха женщины в хиджабах (по крайней мере, те, что ходят по нашей республике) у меня не вызывают. У вас, наверное, тоже. Бредятину не несите.

  7. Аделя:

    Что значит ради безопасности?

  8. Ирбис:

    Наверно это значит, что ислам на данный момент скомпрометирован и например после террактов в Москве появились люди, которым нуютно находиться напримаер в одном автобусе с девушков в платке.

  9. отвечаю Ирбису:

    А может не мусульмане сами себя компроментируют? Мне кажется это хорошо спланированная провокация из правящих кругов США (причем, не христианами).

  10. Ирбис:

    Понятно, что не мусульмане. А те же бородатые и не очень бандиты, опять не внимательно читаете. Не мусульмане скомпрометировали себя а «ИСЛАМ СКОМПРОМЕТИРОВАН» как некогда было скомпрометировано христианство «Святой» инквизицией. Как по вашему рядовой обыватель, вся жизнь которго состоит из просмотра новостей из ОРТ и сериалов и реалити шоу ТНТ, будет отличать террориста от обычного верующего человека? Если и тот и другой носит бороду, четки, хиджаб итд…
    Да и захочет ли разделять например тот, у кого семья погибла при взрыве? Тут вопрос очень деликатный. Нет сто процентоно правых сторон, а насильное подталкивание к определенному решениию может выхвать волну ненависти. Религия к сожелению столетиями подталивает к этому.

  11. abu:

    в европейских странах запрещают носить не хиджаб, а никаб и паранджу.
    никаб — это когда закрывается лицо, остаётся только прорезь для глаз. это и запрещают. никаб не является обязательным для женщины, но — желательным для замужних.
    хиджаб же — это одеяние женщины, закрывающее всё, кроме лица и ладоней.

    так что запретить хиджаб, и в частности носить платок — это нонсенс. на это не пойдёт европа.

  12. Ирбис:

    О чем вы говорите? В Бельгии даже минареты запрещают строить!

  13. abu:

    что значит о чём я говорю?
    где минареты и где хиджаб?
    ещё раз — никаб и хиджаб — разные понятия.

  14. Алиса:

    я христианка, и с огромным уважением отношусь к девушкам в хиджабах. мне вот не хватает мужества носить платок (как носили христианки в первые века)… поэтому, девушки, мы на вас смотрим не как в зоопарке, а с восхищением! и у нас в республике, к счастью, на законодательном уровне не запрещают одеваться согласно вере. для нас это пока вопрос личной моральной стойкости..а то, что происходит в Европе — это чистой воды политика. европейцы опасаются того, что восточный мир их «изживет». а виноваты сами: жизненный ориентир — деньги, обогащение, власть. европейские женщины стали чаще убивать своих детей, чем рожать. а уж про курение, алкоголь и наркотики даже не говорю. к чему может прийти народ с такой «культурой»?