Фризлайт в Казани / Темнота – друг молодежи

Август 4, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Главная тема, Общество / Карьера / Хобби.

Сегодня уже никого не удивишь псевдооригинальными снимками на фоне Эйфелевой башни или пирамид в Египте. С каждым днем фотографам, чтобы не исчезнуть в толпе таких же оригиналов, приходится придумывать что-то новое. Кто-то старается не изменять своим принципам – и они делают акцент на технике, а некоторые и вовсе уходят в совершенно иное направление.

фризлайт казань

Свет и тень… В нашем городе нашлись такие фотографы, которые ставят эти два фактора во главу угла. А все потому, что их увлечение – freezelight (или фризлайт). Работы молодых фотографов уже побывали на многих городских выставках, а их качество ни в чем не уступает профессионалам.

Насколько затратным является замороженный свет (а именно так переводится этот вид современного искусства) и как живут фотографы, которые работают только в темноте? Чтобы ближе познакомиться со «светолюбивыми» фотографами, мы посетили одну из ночных встреч казанской команды «kzn_freezelight_kzn»

Вместо предисловия

Началось все с того, как в 1949 году в мастерскую художника Пикассо приехал его друг, известный на то время фотограф журнала «Life» Гийон Мили. Именно он рассказал Пабло о своих экспериментах в области фотографии, когда он прикреплял маленькие фонарики на ботинки конькобежцев, в результате чего получал на фото следы, висящие в воздухе. Это направление фотографии называлось в тот момент «space drawing»…

Нетрудно догадаться, что «freezelight» требует дорогостоящей техники, если фотограф желает получить качественный снимок. Важно отсутствие компьютерной обработки снимка. Профессиональная или полупрофессиональная камера, штатив, несколько светодиодов, ручной режим на камере и темнота – вот на каких «слонах» держится фризлайт. Вот где действительно применима фраза «Темнота – друг молодежи».

Решающую роль в работе всегда играет фантазия автора и его пространственное мышление. Второй пункт, конечно, можно в себе воспитать, но лучше, если у человека уже будет хоть капля представления о том, что когда рисуешь, нужно запоминать место, где только что провел линию. Упростить процесс рисования светом можно, прибегнув к старым добрым школьным мелкам. Днем, как говорится, мелом на асфальте, ночью – фонариком в воздухе. Рисование на бумаге тоже закрепит в голове образ. В работе же просто представляешь себе будущее творение на вымышленной стене, находящейся за штативом.

– Три важныхе характеристики,–выдержка, светочувствительность и диафрагма, – на которые в первую очередь обращают внимание любители фризлайта. Без правильно установленных настроек вся работа пойдет насмарку, – информирует Евгений ЮДИН, студент КГЭУ и лидер команды «kzn_freezelight_kzn». – Дело остается за малым – разбудить в себе креатив и творить в кромешной тьме.

dsc_0418

Случайностей не бывает

«Фризлайт – это фотографирование на длинной выдержке осмысленно нарисованных светом объектов и абстракций». Именно такое определение дается процессу рисования светом. Ключевым словом здесь является «осмысленно». То есть автоматически из этого списка можно исключить случайные кадры, сделанные по принципу «вот если я поставлю выдержку на 1 секунду и вот так из стороны в сторону крутану фотоаппаратом, то должно получиться забавно…».

Член казанской команды по фризлайту Ольга ПИРОГОВА уверяет, что на самом деле на то, чтобы сделать один-единственный щелчок затвора, уходит намного больше минуты. И это только нижний предел. Поэтому все, кто занимается фризлайтом, довольно старательные и терпеливые люди, ведь усердно работать над одной-единственной фотографией можно порядка получаса.

dsc_0277

Лампочка – в руке, лампочка – в голове

Светографика – искусство рисовать светом, когда световые линии замирают, образуя сказочную и удивительную череду образов, рождающихся руками создателя и воображением наблюдателя. Ни один снимок на планете никогда не будет схож с каким-либо другим. Рисовать можно чем угодно: фонариками и светодиодами, зажигалками и горящими свечами, даже мобильными телефонами. Главное, чтобы они ярко светились.

– Самым необычным источником света лично у меня был игрушечный светящийся меч, который я купил в детском магазине. Я его немного преобразовал, и получился инструмент для фризлайта, – комментирует фотограф Рамиль ГАЗИЗОВ.

– А я свой первый светодиод собрал своими руками, – подхватывает Евгений. – Он работал как отражатель и состоял из пластмассовой бутылки, баночки из-под фотопленки, скотча и лампочки, помог мне в этом Игорь, член команды.

Источником вдохновения у каждого фотографа служит что-то личное – пережитое событие, любимый человек, погода или услышанная мимолетом композиция. Обычно в мультипликационных фильмах, когда героям приходит на ум какая-нибудь идея, над головой у них загорается лампочка. У наших героев лампочка загорается в руках. Она же позже и становится «кистью в руках мастера».

Где же они черпают вдохновение? Так, Рамиль – в любимой девушке и работах профессиональных художников.
– Вдохновением может служить все что угодно: и музыка, и необычные предметы. Лично для меня это – похвала близких мне людей, – заинтересовавшись, присоединяется к обсуждению еще один член команды Игорь ПОДШИВАЛОВ из КГМУ. – Идеей для фризлайта может служить все: от вазы и цветка до пейзажей и самолетов.

По словам Рамиля, место для создания снимка выбирается заранее. Все зависит от того, есть ли в снимке просто красивые узоры или требуется еще и определенный фон.

Тут с довольным от проделанной работы лицом присоединяется Ольга.

– Место сбора команды, конечно же, зависит от того, что будет на фото, – говорит она. – Для экспериментов с новым оборудованием подойдет и домашняя студия. На создание снимка может уходить до 500 секунд чистого времени, и это с учетом того, что кадр получился с первого раза. Некоторые снимки требуют нескольких дублей.

dsc_0395

Маленькие хитрости

Рамиль рассказывает, что его увлечение фризлайтом началось с арсенала, который состоял из обычного стула, цифрового фотоаппарата и зажигалок с фонариками. На них денег ушло немного. Для него главное – желание этим заниматься. Сейчас оборудование, естественно, покачественнее.

– Заниматься фризлайтом может любой. Наша команда появилась только в мае прошлого года, и желающих работать с нами все больше, – подхватывает Игорь. – Камера для начала может быть и любительской, но с выдержкой 5-10 секунд. Главное – набраться терпения и учиться на своих ошибках.

Если желание все-таки есть, но вы не имеете возможности приобрести профессиональный фотоаппарат, заняться фризлайтом вы все равно сможете. Евгений Юдин раскрыл нам секрет, что даже с помощью обычного цифрового фотоаппарата марки «Canon» можно создать шедевр. Дело в том, что у них есть так называемые предикативные режимы, которые обычно обозначаются различными символами – портрет, макросъемка, пейзаж и т.д. Нам же интересен «ночной режим съемки».
Выставив его, следует поставить фотоаппарат на штатив или неподвижную поверхность и закрыть рукой объектив, чтобы на линзу не попадало никакого света. Притопив кнопку спуска затвора, камера сфокусируется. Таким образом, сенсоры камеры определят, что все происходит в кромешной тьме, удлинят выдержку и максимально откроют диафрагму.

– Уберите ладонь от объектива и дожимайте кнопку затвора. Начинайте рисовать, – делится секретом Евгений. – Но учтите, что времени на рисование у вас будет от 4 до 15 секунд в зависимости от модели камеры. Поэтому мой совет – работайте вдвоем или даже втроем. Один закрывает объектив и жмет на затвор, другой – рисует. Скорость рисования тоже придется увеличить.

Цена вопроса

Для того чтобы оценить свои возможности по занятию фризлайтом, мы решили пройтись по магазинам и выяснить, сколько придется выложить за минимальный набор инструментов для творчества. В него входит:
зеркальный фотоаппарат – минимум 30 000 рублей (говорят, что можно использовать любительскую «мыльницу»);
штатив – от 500 рублей;
светодиоды – от 10 рублей за штуку;
фантазия и идея – бесценно.
Таким образом, требуемый начальный капитал – от 32 тыс. руб. Причем все купленные принадлежности будут использоваться не единожды, а на протяжении долгого времени. И даже если человек поймет, что фризлайт – дело не его, приобретенный набор всегда пригодится и профессионалу, и фотографу-любителю.

Николай ВОЛКОВ


Comments are disabled