Эпитафия велоспорту

Апрель 28, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Главная тема, Общество / Карьера / Хобби, Спорт / Экстрим.

Эпитафия велоспорту

Надежда только на Челны и Зеленодольск

Велосипед, как самый экологичный и довольно скоростной вид транспорта, популярен во многих странах мира. Но в Казани – городе, который многие успели окрестить спортивной столицей России, – велоспорт пребывает на задворках внимания местных чиновников.

img_43061

Самой «велосипедной» страной Европы является Дания, в которой каждый житель проезжает на велосипеде 893 километра в год. Немного меньше, 853 километра, приходится на одного голландца. Даже в такой автомобильной державе, как Германия, граждане преодолевает на велосипеде в среднем по 300 километров.

Для России, в частности для Татарстана, такой официальной статистики не существует. Если опираться на субъективные мнения, то велосипедный километраж на душу населения в нашей стране не превысит и 30 километров. И дело, конечно, не в дефиците двухколесного транспорта или в их дороговизне, а в отсутствии условий для такой езды.

Если Казань сопоставить с Европой, то мы уверенно застряли в каменном веке. Кстати, это справедливо и к Москве, и к Санкт-Петербургу. У нас нет ни специальных велосипедных дорожек, ни стоянок или пунктов проката шаговой доступности, как это практикуется за рубежом. Там популярность велосипеда является результатом государственной политики.

Хочешь жить? Нарушай!

Больше всего удивляют Правила дорожного движения. Ведь по ним, оказывается, велосипедистам запрещено ездить по тротуарам. Велосипед, согласно ПДД, является почти таким же транспортным средством, что и автомобиль, поэтому передвигаться на нем следует исключительно по проезжей части.

авария велосипед

Но сколько мужества нужно, чтобы ехать по правому ряду и знать, что твоя жизнь зависит лишь от внимательности водителя, который сзади. Ехать, постоянно оглядываясь назад, нереально. К тому же водитель какого-нибудь грузовика может и вовсе не заметить и зацепить, оставив велосипедиста калекой. Согласно данным ГИБДД, в Татарстане количество ДТП с участием велосипедистов довольно ничтожно – менее 1 процента. Только вот сколько у нас велосипедистов?.. И все же каждый из этих случаев завершается плачевно. Поэтому любой здравомыслящий человек не будет рисковать своей жизнью, соблюдая на велосипеде опасные требования закона. Благо, за проезд велосипеда по тротуарам никто пока не штрафует.

авария велосипед

Почему нет дорожек

Отчертить на дороге узкую полоску специально для велосипедов не сложно. Но есть ГОСТы, по которым ширина дороги не может быть меньше определенной величины, и велосипедная «колея» никак в эти стандарты не укладывается. Только стихли скандалы по поводу автобусных полос, которые многим встали поперек глотки, и что было бы, если на дорогах появились полосы для велосипедов? Да их бы сбивали, при этом – нарочно. Стоит проехаться по нашим дорогам, как подобное зрелище можно представить довольно легко.

321

Допустим, мы как-то смирились с отсутствием дорожек, но ведь это еще далеко не все недочеты. По тротуарам, дворами, где-то и по проезжей части доехать можно, но вот где припарковать свой транспорт, волнует, пожалуй, острее всего. Повезет тому студенту, который договорится с охранниками на проходной и ему позволят оставить на время пар свой велосипед внутри здания вуза. Оставлять же на улице опасно – ноги вырастут. С помощью специального противоугонного замка можно спасти, пожалуй, только раму, на которой этот замок крепится. Остальное если и не украдут, то поломают.

А если нужно заехать, скажем, в офис или супермаркет? Никаких благ велосипедисту не светит. Так что двухколесный транспорт в лучшем случае подходит для прогулок, а не как альтернатива другим транспортным средствам.

Взирая на Европу

Интересен опыт других стран. Во многих крупных городах Европы и Америки существуют системы проката велосипедов. Это множество специальных парковок, на которых можно брать велосипед на время. Для этого достаточно провести кредитной карточкой на терминале- автомате, и один из велосипедов будет в твоем распоряжении. Возвращать же можно на любую удобную парковку. Такие системы есть в Стокгольме, Париже, Лондоне и других городах. Цена этого удовольствия ничтожна. Например, в Париже велосипедом пользуются для проезда на небольшие расстояния, так как за первые 30 минут плата не взимается. Теоретически можно проехать весь город, не заплатив и цента, но для этого нужно будет перемещаться от одной стоянки до другой, каждый раз меняя велосипед.

прокат велосипедов казань

В Копенгагене данная система еще более доступна. Там достаточно опустить в автомат монету в 20 крон (около 100 рублей), и можно пользоваться велосипедом без всяких ограничений по времени. Однако уезжать за пределы города нельзя – за это штрафуют. Для этого все велосипеды снабжены датчиками местонахождения. Кстати, при его возвращении на любой другой парковке столицы Дании все деньги возвращаются.

В свое время «МТ» поинтересовалась у мэра Казани о возможности внедрения системы доступного проката и в нашем городе.

– С подобной системой проката я знаком, – ответил Ильсур Метшин. – Но внедрить подобное в Казани практически невозможно. Дело не только в необходимости значительных инвестиций – тут можно обойтись возможностями частного бизнеса. Но для начала нужно обустроить велосипедные дорожки и заняться развитием соответствующей инфраструктуры, которые в нынешних условиях оборудовать не получится. Ведь все в нашем городе строится по стандартам, согласовано с генпланом, по которому никаких велодорожек не предусмотрено. Не будь этих ограничений, мы с радостью сделали бы все возможное, чтобы сделать велосипед самым комфортным транспортом.

Как поведал градоначальник, даже первые лица республики не равнодушны к велоспорту. Рустам Минниханов (Президент РТ – прим. автора) летом не-сколько раз ездил на работу на велосипеде.

Федерация есть, а спорта нет

И все же существует ли в Татарстане профессиональный велоспорт? Для этого мы обратились в Минмолодежи. К удивлению даже самих сотрудников ведомства, региональная федерация велоспорта в их реестре не значится. Хотя это очень странно, так как на официальном сайте самой федерации Татарстан в их списке есть. В Москве факт наличия федерации подтвердили и даже дали телефонный номер человека, который является президентом татарстанского отделения. Им оказался некий Гумяр Нуруллин.

В Казани о нем никто ничего не слышал. Новый зицпредседатель Фунт? Когда мы позвонили по данному номеру, в ответ – тишина.

Возможно, в Первопрестольной нам дали просто старый контакт, хотя зацепка все-таки была. Номер начинался с телефонного кода Челнов. Мы связались с исполкомом Автограда, где нам подтвердили существование и федерации велоспорта, и наличие ее руководителя в лице того самого Гумяра. Но радоваться было рано. Оказалось, что он сейчас находится на сборах в Абхазии и поговорить с ним немного проблематично. Разве не приятно, что наш велоспорт развивается на юге России?..

Челны и Зеленодольск

В Казани на прошлой неделе проходила выставка туризма и спорта «KITS -2011», среди прочих мероприятий которой значились соревнования по велотуризму. Сам факт проведения какого-либо действа, связанного с велосипедами, не мог не обрадовать. Но позже выяснилось, что эти соревнования были организованы в Зеленодольске местным ДЮСШ.

Более того, оказывается, что в этом городе велоспорт развивают уже не первый год. Причем занимаются по довольно модным направлениям, как триал и кросс-кантри.

Леонид Петров, имеющий звание мастера спорта и тренирующий зеленодольскую молодежь, оказался более доступен, нежели вышеупомянутый Нуруллин.

– В Татарстане велоспорт, к сожалению, не получил повсеместного развития, – рассказывает наш собеседник. – Единственное, что можно отметить, это Челны, где занимаются в основном «шоссейники», и Зеленодольск. В Казани ни одной подобной школы или секции нет. Тут и кататься нормально невозможно. Водители не уступают дорогу велосипедистам, потому и ездить страшно. Признаюсь, что я своих учеников не пускаю на проезжую часть в Казани.

По словам Петрова, в столице республики даже нормальные соревнования нельзя провести. Местное ГИБДД не дает возможности ненадолго перекрыть дороги, как это практикуется в Европе. Поэтому остается заниматься велотуризмом, триалом и кросс-кантри, где специальной площадки почти не нужно.

В ТЕМУ
В Москве создадут специальные полосы и парковки для велосипедов, а также внедрят велокарты.
Об этом на позавчерашнем заседании столичного правительства сообщил вице-мэр Николай Лямов. Современные парковки общей вместимостью 10 тысяч «двухколесных друзей» разместятся возле станций метро и железной дороги.

За веложизнь ратует
Ильдус ШАКИРЗЯНОВ


Tags: , , , , , , , , ,

One Response to “Эпитафия велоспорту”

  1. Евгения:

    Ильдус, Вы правы. Это колосальная проблема для Казани. Дело в том, что развивают только те виды спорта, которые интересны тем или иным функционерам. К сожалению к велоспорту они равнодушны. А до 1990 г. в Казани было порядка 5-6 велобаз, и довольно сильных. А Нуруллин Г.З. является председателем федерации, т.к. он единственный тренер по велоспорту в РТ. Кстати сказать, у него очень хорошие спортсмены. А сколько было б их в Казани?! Но остается только разводить руками…