Театр на Булаке

Ноябрь 12, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Избранные публикации "МТ", Культура / Шоу-бизнес, Образование / Жизнь вузов.

Большие амбиции маленького театра

В чем нуждается труппа «На Булаке»

В театре «На Булаке» объявили журналистский конкурс на лучшие публикации об их деятельности. Наградить обещали по нескольким номинациям, а победителю дать главный приз – турпутевку. Раздачу «слонов» устроили не от хорошей жизни: конкурс организован с целью привлечения в театр как можно большего количества зрителей.

Когда в Казани заработал молодежный театр «На Булаке», многие вздохнули с облегчением: наконец-то в городе появилась альтернативная театральная площадка, куда возьмут каждого, кто талантлив, где будут ставить то, что интересно зрителям. И действительно: театру хватило полгода, чтобы встать в один ряд с Качаловским и тюзом.

В том, что дела у театра «На Булаке» пойдут в гору, никто не сомневался. Ведь у руля встал сам Евгений Аладинский – выпускник Казанского театрального училища, режиссер и постановщик, известный в театральных кругах как настоящий мастер своего дела. Сначала Аладинский нашел помещение, а потом и мецената в лице своего друга Виктора Степанцова.

Набрал актеров, преимущественно простых студентов, и начал работать. Вскоре появились постоянная труппа и репертуар. Сегодня на сцене театра мастерски играют «Зиму» Евгения Гришковца, «Таксиста» Куни, а их «Невесту войны» по мотивам повести «А зори здесь тихие» Васильева посмотрел даже актер Константин Хабенский.

Зима

Спектакль «Зима»

Таксист

«Таксист»

невеста войны

«Невеста войны»

Лысая певица

«Лысая певица»

Однако талантливых актеров и хорошего репертуара для театра, как ни крути, мало. Чтобы существовать и развиваться, нужны финансовые вложения, причем немалые. Пока что в театре «На Булаке» справляются собственными силами – живут за счет продажи билетов на спектакли и немногочисленных гастролей. Но насколько хватит этих сил, не знает даже художественный руководитель. Должного внимания со стороны государственных структур к театру нет, а потому рассчитывать особо не на что, только на себя. Выход из положения в театре видят только в одном – в привлечении зрителей. С этой целью и был организован конкурс СМИ. Журналистов призвали как можно больше писать о театре, его проблемах и, конечно, новых постановках. Логика конкурса проста: чем больше людей узнают о театре, тем больше придут на его спектакли, а значит, будут продаваться билеты и руководству будет чем заплатить за аренду, а также купить, к примеру, новые декорации.

– В воспитании детей и молодежи основную роль должны играть театры, а не ночные клубы и прочие развлекательные заведения, – уверен Аладинский. – Я надеюсь, что в пропаганде театрального искусства самую активную позицию займут и СМИ.

В театре вспоминают и о том, как свою поддержку им пообещал оказать мэр Казани Ильсур Метшин. Но пока никакой реальной помощи от администрации города они не получили. Евгений Аладинский недоумевает, почему бы в обязательную школьную программу не включить посещение театра? Ведь в других странах так и делают.

– Мы уже выступали с таким предложением, но нам отказали. Сказали, что это чистой воды коррупция, – говорят в театре.

Впрочем, как такового дефицита зрителей у театра нет. Большинство спектаклей проходят в переполненном зале.

– К нам приходят как школьники, так и представители старшего поколения. Большинство из них проникаются нашими постановками. На спектакле «Невесты войны» многие ребята плакали навзрыд, приходилось выводить их из зала, – вспоминает художественный руководитель.

«Переполненный» для театра «На Булаке» – это в среднем 150 мест, а стоимость одного билета здесь колеблется в районе 150 рублей. На хлеб зарабатывают в том числе и гастролями: театр уже побывал в районах республики, сейчас налаживает связи с другими регионами России.

Помощь на словах

Активную позицию по развитию театра занял также меценат Виктор Степанцов. По его словам, помогать труппе он решил не только от любви к искусству, но и из-за дружбы с Евгением Аладинским. Конкретные суммы, которые вкладываются им в театр, Виктор не назвал. Но именно он является своего рода менеджером этого проекта: совместно с Аладинским они планируют гастроли, обсуждают постановки и новые акции. Занимаются в театре и благотворительностью.

– С каждого спектакля мы откладываем 10 процентов от вырученной суммы на благотворительность. Эти деньги впоследствии пойдут на помощь детям с заболеваниями сердца, – сообщил Степанцов и добавил, что благотворительная деятельность может быть разной, в том числе духовной. – Театр может выезжать на небольшие гастроли и сыграть спектакль для детей прямо в больнице.

В любом случае расходов пока больше, чем доходов. Ведь на сегодняшний день у театра даже нет собственного помещения. Небольшой зал на втором этаже здания на Правобулачной они снимают за 60 тысяч рублей в месяц. Когда-то пытались выгадать и сами сдавали помещение организаторам для проведения рок-концертов. Но от этой практики впоследствии отказались.

– Толку от этого не было: после этих концертов оставалась куча мусора и не более того. Убирать все это приходилось нашим ребятам, – говорит Виктор Степанцов.

Помимо театра «На Булаке», в Казани есть еще по меньшей мере три молодежных театра – экспериментальный, учебный и «Калейдоскоп». Последний, кстати, является одним из первых театров такого рода. Он был создан в 2004 году в Ижевске, но впоследствии – в 2007 году – переехал в Казань. Основателями театра являются Ксения Криницына-Сажина и Эдуард Сажин.
Рассказывая о своем театре, Ксения Криницына-Сажина говорит, что у «Калейдоскопа», по сути, те же проблемы, что и у театра «На Булаке». Только здесь уже научились не ждать помощи. За семь лет, что существует театр, они не получили ни копейки от государства. Главная статья доходов «Калейдоскопа» – это гастроли.

– Мы очень много ездим по стране и, к счастью, все наши спектакли проходят при полном аншлаге, – говорит Ксения. – Конечно, было бы здорово, если государство помогало бы молодежным театрам. Но, как правило, у того же Министерства культуры есть куда более важные, на его взгляд, театры – тот же оперный, например. Они помогают только крупным театрам. Хотя, возможно, в их помощи больше нуждаются мелкие.

Как бы там ни было, планов у этих театров немало. В театре «На Булаке», например, уже составляют репертуар на зиму и готовят сюрпризы к Новому году. По словам Евгения Аладинского, сейчас они работают над мюзиклом. Как он будет называться и кто автор – пока секрет. Известно лишь то, что это будет молодежная притча на злобу дня. Но чтобы идея воплотилась в жизнь, потенциала актеров театра «На Булаке» недостаточно. Необходимо еще минимум 20 человек, причем шесть из них должны хорошо петь.

– Мы планируем объявить кастинг среди талантов с эстрадным вокалом, владеющих драматическим началом и хорошо двигающихся на сцене, – говорит художественный руководитель. – Надеюсь, что в ближайшее время мы найдем недостающих артистов и начнем работу над мюзиклом.

В обоих театрах признаются, что все проблемы преодолимы, если есть талантливые и увлеченные своим делом актеры. С ними театру «На Булаке» и «Калейдоскопу» повезло. Ребята хоть и работают на износ, но на жизнь не жалуются. Ведь театр – главное их увлечение. И пока есть такая активная молодежь, будут и театры, уверен Аладинский.

Алина ПЕЧЕРСКАЯ


Tags: , , , , , , , ,

One Response to “Театр на Булаке”

  1. Алла:

    Вчера побывали впервые в Театре на Булака.Впечатление — потрясение!В Казани никогда не видела такого уровня игры.Театр задел.Решила «полазить» по сайтам,почитать про театр.И что самое удивительное.Везде фигурирует один и тот же отзыв (Елена Белевцова).Создается впечатление,что здесь что-то не так.А театр прекрасный!На его спектакли не только можно,но и нужно ходить.