Студент консерватории написал рок-оперу на татарском языке

Май 12, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Избранные публикации "МТ", Культура / Шоу-бизнес.

История о золотом казане

29 апреля в обновленном здании Тинчуринского театра состоялась премьера татарской рок-оперы «Алтын Казан». Это был дипломный проект молодого композитора, студента 5 курса Казанской государственной консерватории (КГК) Эльмира Низамова. О том, как создавалось редкое для национального искусства творение, его автор рассказал корреспонденту «МТ» за кулисами буквально за час до премьеры.

y_b5c2fd4a

– У меня была давняя мечта: написать оперу и представить ее в качестве дипломной работы, – рассказал Эльмир. – Долго думал над сюжетом. Вначале мне хотелось взять что-то из русской или зарубежной классики, но потом решил создать в национальном стиле.

– А кто был автором либретто?

– Мне повезло, что я познакомился с татарским поэтом Ренатом Харисом, который известен своими либретто к опере Резеды Ахияровой «Любовь поэта» и «Сказание о Юсуфе» Леонида Любовского. При встрече рассказал ему о своих планах, свое видение будущей оперы и что бы я хотел. Заинтересовавшись, он тоже поделился своими идеями, показал некоторые тексты, которые могли бы лечь в основу либретто. Среди них была волшебная сказочная история о казане, где вода кипит без огня. И пришли к обоюдному решению, что именно об этом мы и будем писать, потому что сюжет эпичен – о возникновении Казани. А потом, когда Ренат абый принес готовый текст, я начал писать музыку, пролог, арии, сцены, песни…

– Найдет ли спектакль своего зрителя?

– Надеюсь, что проект не будет одноразовым и найдет своего зрителя и слушателя. Ведь когда что-то создаешь, пишешь с таким ощущением, что это твое самое лучшее сочинение, и оно выстраданное и любимое. Музыкальный язык произведения складывается из нескольких компонентов. Во-первых – национальный колорит, история возникновения нашего города, да и сама опера на татарском языке. С другой стороны – это современная рок-музыка, где звучит рок песенного плана. С третьей – вступление. Здесь играет симфонический оркестр, и практически все как в классической опере. За счет смешения стилей создается особый эффект.

img_0181

– Эльмир, а на какую аудиторию рассчитано твое творение и получилось ли все задуманное?

– Конечно, на молодых, как и сами исполнители. Ведь сегодня главный его слушатель – молодежь, а не элита, которая живет своей отдельной жизнью. Жанр музыки, оперы – демократичный и открыт для широкой аудитории. Мы живем в такое время, когда вокруг столько абсолютно разной музыки. Хотя я и учился как академический композитор, но, работая над рок-оперой, у меня была главная задача: создать такую музыку, которая бы была понятна людям разным, как профессионалам, так и массовому зрителю. Но одновременно не забывая держать и высокую планку музыки. Ведь в моей работе сочетаются различные элементы популярной и симфонической музыки, именно этим и хотелось привлечь зрителя. Если мне искренне нравится то, что получается в результате работы, то я уверен, что сочинение найдет отклик среди пусть и небольшого количества людей. Все создавалось в сжатые сроки, музыка и оркестровка писались почти год – с марта 2010 года, после того, как в моих руках появилось либретто. А получилось ли все задуманное? Это судить зрителям. Но пока я очень доволен результатом. И тем, как работали ребята, и как к этому отнеслась моя альма-матер – консерватория. Меня поняли и поддержали, чему я очень рад. В спектакль вовлечены студенты консерватории, вокалисты и хоровики-дирижеры – все они участники оперной студии. Среди них есть и выпускник РАТИ-ГИТИС, обладатель гран-при «Созвездия» 2003 года Рузиль Гатин.

– А что в будущем?

– У меня сейчас столько новых идей… Хочется продолжить работу в этом же жанре, но уже немного в философском плане. Кого приглашу петь? Все будет зависеть от музыки. Хочется пригласить того человека, который горит своим делом и лишен пофигизма.

После окончания Ульяновского музыкального училища Эльмир Низамов, как пианист, поступил на теоретико-композиторский факультет КГК. Возглавляет татарское отделение молодежного крыла Союза композиторов России. Лауреат всероссийских и международных конкурсов: «Рябиновые грезы» (Москва), имени Прокофьева (Челябинск), Кабалевского (Самара), «Connecting music» (Киев). Победы в конкурсах на лучшее сочинение для органа (Москва). Среди его творений: «Восточная рапсодия», «Motus Caelestis» для симфонического оркестра, «Серенада Шарманщика» для ансамбля солистов, «Ул син» для голоса и фортепиано на татарские тексты, струнный квартет, «Musica Humana» для ансамбля солистов и др.

«МТ»-мнение

– У нас это уже не первый опыт со студенческим спектаклем, – комментирует худрук оперной студии КГК Альфия ЗАППАРОВА.
– Почему говорю студенческий? Потому что не у всех студентов-композиторов на финишной прямой рождается опера. Это бывает раз в десять или двадцать лет. Так, в 1989 году была поставлена первая рок-опера Рашита Калимуллина «Крик кукушки». Пять лет назад мы поставили одноактную оперу-триллер Елены Анисимовой, написанную по сюжету Николая Гоголя «Вий». Над ней работали два месяца, и она была тепло принята зрителями. А потом мы этот спектакль показали по всем театрам Поволжья. Вот и сейчас у профессора Анатолия Луппова «созрел» ученик с таким хорошим результатом.
Эльмир – очень волевой, настырный человек, твердый в характере, но одновременно великодушный и открытый. Если надо, он может быть и требовательным, не даст сократить ни одной ноты. В нем есть все, что нужно для настоящего композитора.
Хочется сказать и об интересном либретто Рената Хариса. Вроде бы оно и историческое, но написано в доступной молодежной форме. Здесь присутствует и оперный жанр, и вокал в сочетании с рок-музыкой, идут параллельно драматические и оперные театры. В то же время есть современные ритмы, которые близки молодежной среде, потому спектакль и получился продвинутым, масштабным. Кстати, отдельные номера и сцены можно было бы показать на церемонии открытия предстоящей Универсиады. Если текст перевести на английский язык, то она может быть интересна и на европейском уровне. Думаю, что английский удобно ляжет и на музыку, и на пение. Для ребят проблемы с языком особого труда не составят, они все владеют как родным, так и английским.
Это не коммерческий проект и у нас не было финансирования со стороны – все создавалось своими руками, вплоть до декораций. Когда Эльмир показал свое детище и проиграл, мне оно очень понравилось. Потом уже нашли общий язык с режиссером и с автором либретто, стали думать, кого именно из солистов пригласить на этот спектакль. Во-первых, красивых голосов сейчас много, но не все они способны петь современную музыку. Во-вторых, не все владеют татарским языком. Это является особенно большой проблемой для русскоязычных ребят. При работе над спектаклем актеры преодолевали все ступени сложности. И все это благодаря тому, что ребятам нравится.
Мне кажется, что сегодня на уровне с классикой нужно исполнять и качественные современные жанры, тогда это будет показателем уровня культуры среди молодежи. Думаю, что нужно приучать публику и к хорошей рок-опере. Например, в СССР в середине 1970-х годов рок-опера «Орфей и Эвридика» Александра Журбина вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Затем в Ленкоме состоялся показ рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона и Авось», и они до сих пор идут с аншлагом, какие бы составы не исполняли. Благодаря этой рок-опере многие драматические актеры стали вести концертную деятельность, открыли в себе амплуа певца.
Кстати, наши певцы выполняют функцию «три в одном» – они актеры, певцы и танцоры. Самым серьезным испытанием для них была работа с микрофонами, ведь пели вживую. Нужно было петь громко, чтобы их не заглушал симфонический оркестр. В плане звуковых репетиций их у нас, к сожалению, было мало. Спектакль еще будет обкатываться, и мы будем его возить, показывать. В дальнейшем он немного сократится.
Еще нужно учитывать и то, что у ребят напряженный график учебы, они все активно принимают участие на различных конкурсах, фестивалях. Но этот тандем их только сплачивает. Это они уже доказали и в спектакле «Башмачки». Хочу добавить, что «Алтын Казан» – государственный экзамен для молодого композитора, и его оценивало жюри из московской и нашей консерваторий, ведущие композиторы.

Премьера впечатлила Альфию ГАНЕЕВУ


Tags:

Comments are disabled