Открытые врата рая

Июнь 9, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Культура / Шоу-бизнес.

Каждый идет своим путем

На этой неделе проходит I Московская международная выставка «Moscow Halal Expo-2010». Главной темой культурной программы мероприятия является многогранность и красота исламской культуры, которая находит свое отражение у представителей разных народов России.

halal

Среди участников есть и недавно образованная мусульманская группа «Райян», которая состоит из двух бывших солистов группы «Казан егетлэре» – Азата АДИЕВА и Вали ФАЗЛИАХМЕТОВА. Они рассказали о причинах, побудивших их создать новую группу, о месте мусульманской музыки в современной татарской эстраде и о многом другом.

– Чем же вызван ваш уход из такой популярной группы?

Азат: Я вырос в семье сельских учителей, этнических мусульман, которые «сеяли доброе, вечное» и воспитывали учеников в духе своего времени. Но в нашем селе сохранились национальные и религиозные традиции, соблюдались обряды, работала мечеть. Ничто не возникает на пустом месте: все, что я видел в детстве, отложилось в моей душе. Ведь осознание истинности ислама сидит в каждом человеке, нужно только разбудить. Трезвое осознание приходит к кому-то раньше, к кому-то позже. Потом наступает момент, когда у человека начинают возникать философские вопросы о смысле жизни, веры. Кто-то обращает на это внимание, а кто-то безразлично проживает свое положенное время на земле. Ведь во многих аятах Священного Корана Всевышний призывает размышлять, рассуждать. На пути поиска он дал возможность встречи с такими людьми, которые ответили мне на многие интересующие вопросы. Если у меня возникали новые, я опять получал на них удовлетворительные ответы, которые не противоречили моему рассудку. Что-то находил в книгах, которые сейчас доступны. Так 6 лет назад путем сознательного поиска я пришел к вере, в ислам, стал читать намаз. 3 года назад «созрел» и Вали.

– Как родилась идея создания группы?

Азат: Ложь и истина не могут жить вместе, поэтому мы создали свою группу, которая нам ближе по духу. Конечно, каждый верует по-своему, но ведь истина одна. Естественно, пришлось столкнуться с некоторыми трудностями при создании репертуара, ведь нам нужна определенная тема песен, которые мы исполняем.

Вали: Мы пишем современную музыку, но слова их строго ограничены рамками, допустимыми шариатом. В первую очередь, слова наших песен проповедуют нравственные, духовные ценности. Таким образом, стараемся хоть как-то служить нашему народу, приносить ему пользу.

– А репертуар вы как подбираете?

Азат: Пока он у нас небольшой. Первую песню о нашем пророке Мухаммаде с английского нам перевела Гульсарвар, а Рифат Салях написал слова к песне «Мусульманка». Сейчас работаем над песней, посвященной нашим предкам – булгарам. Говоря об исламской музыкальной группе, мы не ограничиваемся лишь мунажатами и баитами. Мы работаем на сцене вместе уже в течение десяти лет, поэтому можно говорить, что знаем татарскую эстраду от и до. Поэтому наше творчество направлено не только на узкую группу мусульманской общественности, но и на всю татарскую молодежь, представителей татарского общества всех возрастов.

Вали: Песня о девушке-мусульманке понравилась многим слушателям. В этом мы неоднократно убеждались. Ведь на эстраде очень много песен о разных девушках, но в основном они похожи, типа «Ксюша-Ксюша-Ксюша, юбочка из плюша». А наша «Мусульманка» ближе слушателям, наверное, по своему менталитету. Там поется о положении женщины в Исламе, ее чести и достоинстве, какой она должна быть.

Азат: Во многих странах есть коллективы, исполняющие нашиды (вид мусульманского песнопения без сопровождения музыкальных инструментов – прим. «МТ»), – в Малайзии, Индонезии, Турции, также их много в Европе, в Америке. Поэтому было удивительным отсутствие таких исполнителей в Казани. Мы являемся первопроходцами в этом направлении и сейчас работаем над нашим первым альбомом. После концертов или при случайной встрече на улице, в магазине многие спрашивают наш диск. Иншалла, все впереди.

– Где вы чаще выступаете?

Азат: Первое наше выступление состоялось с наступлением месяца рабиуль-ауваль, когда отмечается день рождения пророка Мухаммада. Мы выступали в Азнакаево, татарском селе Шыгырдан Чувашской Республики, в Казани, Москве. Нас приглашают на мусульманские свадьбы, различные мероприятия, которые организовывают Духовное управление мусульман РТ или муфтият Казани. Но только этим не хотим ограничиваться, у нас в планах организация сольных концертов. Пока готовимся – пишем песни, ищем спонсоров, сшили костюмы.

– Ваше отношение к современной эстраде…

Азат: К сожалению, в настоящее время в татарской эстраде происходит очень примитивное, буквальное копирование западных тенденций. Среди артистов не хватает людей, проповедующих нравственные, духовные ценности. Скажем, в горящий костер, чтобы он не потух, нужно постоянно подкладывать хворост. То же самое и с людьми. Для того чтобы в нашем народе развивались такие ценности, в первую очередь нужно зажечь этот самый костер. Сегодня очень сильно влияние на сознание людей телевизора. Дети с самых ранних лет смотрят боевики, фильмы с откровенным содержанием. Воспитываются на таких рекламных лозунгах, как «бери от жизни все». Конечно, все это не может не сказаться на дальнейшем их поведении. У молодых людей формируется принцип «получать от жизни максимальное удовольствие». Это же касается и татарской молодежи, так как в настоящее время она, сама того не осознавая, полностью находится под влиянием Запада. В результате по сути своей очень примитивная татарская эстрада тоже пользуется большим спросом.

Почему такое происходит? А потому, что нет веры в бога, которая бы оградила от низменных поступков, выходов наших певиц на сцену полуголыми, от юмора «ниже плинтуса» на эстраде.

– Необычное название группы – откуда оно появилось?

Азат: Создание нашего творческого коллектива совпало с прошлогодним месяцем Рамадан, когда мы ушли из группы «Казан егетлэре». Мы долго не могли подобрать подходящее название и попросили наших друзей, знакомых посоветовать красивое по смыслу и звучанию слово. Предлагали самые разные варианты. У нашего пророка есть хадис: «У рая есть врата с названием «Райян», через которые проходят только те, кто соблюдал пост. Тем же, кто прошел через эти врата, обещана встреча с Аллахом и Его узрение». Поэтому можно проследить очень интересное совпадение, и оно, как нам кажется, неслучайное – образовались мы во время Рамазана, и название наше «Райян». А в начале марта в Татарской государственной филармонии проходил вечер, посвященный Маулиду. Мы там выступали уже как группа «Райян». Выступление стало долгожданным событием, так как в Казани до сих пор не было художественного профессионального коллектива исламской музыки, несмотря на то, что наш город и республика считаются центрами исламской культуры в стране.

«МТ»-комментарий
– Прямого канонического текста, запрещающего музыку, нет ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне, – комментирует заместитель муфтия РТ Валиулла хазрат ЯКУПОВ. – А потому запретность или разрешенность музыки зависит от формы применения и намерения. В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: все то, что не запрещено, является разрешенным. Взгляды ученых едины в том, что музыка и пение, имеющие непристойное содержание, побуждающие к греху, разврату, помрачающие благочестивые намерения и вводящие в искушение, являются запретными (харам). Песню можно сравнить с человеческой речью, которая может содержать как дурные (бранные) слова, так и хорошие. А любое слово, противоречащее религиозной этике, является запретным. Степень запретности ужесточается, если непристойные слова обретают музыкальное сопровождение, способствующее запоминанию их людьми и усиливающее их воздействие. По мнению богословов, музыка и пение, которые не относятся к вышеупомянутой категории, являются разрешенными в дни религиозных праздников, торжеств, не противоречащих исламским канонам. Таковыми могут быть бракосочетание, рождение ребенка, возвращение отсутствовавшего длительное время человека.

Беседовала Альфия ГАНЕЕВА
Фото Радика АМИНОВА


Tags: , , , , , , ,

Comments are disabled