Олег Сакмаров о Гребенщикове, кино и новой Казани

Июнь 16, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Избранные публикации "МТ", Культура / Шоу-бизнес.

«Флейта – это мое все!»

В мире музыки Сакмаров личность известная. Звуки его флейты в свое время сопровождали песни Бориса Гребенщикова, Вячеслава Бутусова, Армена Григоряна и других известных музыкантов. А совсем недавно он открыл новую страницу в своей биографии – стал участников группы «The СкаZки» и снял необычный фильм.

2313

О себе, как о музыканте, способном преобразить любую песню, наш земляк заявил еще в 1985 году. А уже три года спустя он стоял на одной сцене с Борисом Гребенщиковым и его легендарным «Аквариумом», держа в руках флейту. Кстати, этот музыкальный инструмент в руках Сакмарова оказался не случайно.

– Когда я учился в казанской музыкальной школе, моим основным инструментом была скрипка. Я уже тогда носил очки и был типичным интеллигентом, носился с этой скрипкой по всему двору. Местные ребята хихикали мне вслед, а однажды взяли и разбили мне очки. Тогда я и решился поменять скрипку на флейту, этот инструмент тогда мне казался более мужским, – смеется Олег. – А так, за свою жизнь я сменил много инструментов. Играл на трубе, гармони, акустической гитаре, но флейта – это мой главный инструмент. Жаль, что не удается петь и играть одновременно.

Но как бы там ни было, о стремительном карьерном взлете, как у Сакмарова, другие музыканты могли только мечтать. Ведь быть замеченным самим Борисом Гребенщиковым для многих значило признание их таланта.
Команде «Аквариума» он отдал десять лет жизни. Артист и сегодня без стеснения заявляет, что Гребенщиков остается для него чуть ли не главной фигурой в его жизни.

– Борис Борисович – удивительной природы человек. Он мудрый, интересный и творчески богатый, а главное – невероятный мыслитель. Таких в современной эстраде точно нет и не будет. Мне кажется, что он учится у жизни постоянно. И я рад, что мне удалось поработать с таким великим музыкантом и просто хорошим человеком. Это невероятное счастье. Расстались мы с Борисом в хороших отношениях, он принял и одобрил мой выбор – уйти из группы, – пояснил Олег.

Помимо «Аквариума» Сакмаров также отметился в двух других легендарных группах – «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер». Олег с гордостью рассказывает, что музыкальное оформление песни «Прогулки по воде» – это его идея. А в скором времени эту песню можно будет услышать в абсолютно новой обработке: «Прогулки» будут включены в его новой альбом.

Впрочем, не одной музыкой сегодня забита голова музыканта. Среди его основных проектов – фильм «50 лет в «Икре», выход которого намечен на осень этого года.

– Фильм посвящен событиям, произошедшим в прошлом году в московском клубе «Икра», на сцене которого отмечалось мое 50-летие. На этом концерте собрались мои самые близкие друзья и коллеги – «Крематорий», «КарТуш», Сергей Летов, музыканты «Аквариума», «Сакмаров Бэнд» и многие другие. Я подумал и решил выпустить этот концерт на видео. Как только фильм будет готов, размещу его в Интернете, где его смогут посмотреть все желающие.

Отметился в этом фильме и одноклассник, а также большой друг Сакмарова, бессменный руководитель Казанского государственного камерного оркестра «La Primavera» Рустем Абязов. В фильме он исполнил произведение «Чардаш» Монти на скрипке XIII века.

– С Рустемом мы дружим с первого класса консерваторской школы. Уже тогда я знал, что он станет великим музыкантом. Иначе у него и быть не могло. Рустем – музыкант от Бога. Играть и радовать слушателя – так у него на роду написано. Я очень рад, что мы до сих пор дружим.

Казань – навсегда в сердце

Сегодня концерты Сакмарова (особенно в регионах) – большая редкость. Единственная возможность услышать музыканта – это его выступления в родной Казани, куда артист приезжает каждые полгода, или следить за афишей в Москве. Впрочем, самого Олега такое положение дел ничуть не расстраивает. Он точно знает, что самые преданные поклонники всегда рядом. Будь-то творческая встреча в книжном магазине или квартирник где-нибудь на отшибе столицы.

Практически на всех концертах Сакмаров исполняет одну-две песни Виктора Цоя, Ильи Кормильцева или Булата Окуджавы. Зрители, как правило, от таких музыкальных подарков бывают в невероятном восторге.

– Большинство песен, которые я пою на своих концертах, это, конечно, мои. Но так бывает, что зрители просят спеть что-нибудь популярное, и я с удовольствием исполняю «Кино» или «Наутилуса», – поясняет Олег. – А вообще я люблю устраивать на концертах маленькие сюрпризы: рассказать, например, какую-нибудь историю или прочесть стихотворение.

По словам Сакмарова, его и сегодня часто приглашают как сессионного музыканта в различные проекты, но многие предложения он попросту отклоняет. Соглашается только в том случае, если нравится группа. У Сакмарова вообще особое отношение к такому понятию, как популярность: он уверен, что на свете нет ничего более непостоянного, чем слава. Видимо поэтому Олег с легким сердцем расставался с группами, в которых мог играть ни один год.

– И с «Аквариумом», и с Бутусовым я прощался по одной простой причине – меня распирали собственные песни, мне хотелось делать что-то свое, очень личное. Когда у артиста возникают такие мысли, оставаться в группе просто нечестно. Это именно то время, когда нужно уходить. И я уходил, – объясняет он.

И уж точно у Олега никогда не возникало желания сменить музыкальное направление. Он как явился слушателям, по его собственным словам, в качестве авангардиста классической музыки, так и продолжает ее играть. А рок-музыка его никогда не интересовала.

– Больше всего меня интересовала средневековая западноевропейская и православная музыка, а также авангардисты Тищенко и Шнитке. Однако Борис Гребенщиков полностью перевернул мое представление об искусстве. Он показал мне новые грани творчества. Главное, чему он меня научил, это пониманию, зачем все это пишется и поется. Благодаря «Аквариуму» я смог понять, что же это такое настоящий рок-н-ролл. Для меня это было чем-то магическим, шаманским явлением.

Впрочем, это восприятие со временем изменилось. Как говорит Сакмаров, изменилась техника, и теперь непонятно, где живое звучание, а где помог компьютер.

– Качество музыки поменялось очень сильно, сейчас до 90 процентов музыкантов – виртуозы. Тогда, в 1980-х, группы звучали иначе. И непонятно, когда лучше. Но одно могу точно сказать – совершенных альбомов сегодня уже точно нет. Послушайте «Алису», «Аквариум» тех лет – это же совсем другая энергетика, другая мощь. Сегодня молодых ребят легче научить играть на инструментах, ведь есть специализированные школы, желание научиться. А в 1980-е годы вроде мало кто этому учился, но при этом именно в это время появилось множество гениальных творцов – Курехин, Щураков, Ляпин…

А недавно Олег Сакмаров отметил 50-летний юбилей. Свой возраст музыкант воспринимает не иначе, как очередной этап для творчества.

– На самом деле 50 – это не так много, как кажется. Я, например, испытал невероятное вдохновение, прилив сил. Но в этом возрасте думается гораздо легче, чем в 25 или 30, а вот удивить себя в этом возрасте гораздо труднее, – откровенничает музыкант.

Рассказал он и о своих впечатлениях от родной Казани. По его словам, в современных очертаниях города он уже давно не видит ту Казань, где когда-то жил и делал первые шаги на большую сцену.

– Недавно с женой, листая газеты, пытались понять, какая же она – современная Казань. В моих воспоминаниях Казань – это череда творческих открытий и капустников. Мы после школы постоянно собирались с друзьями и думали, какой бы концерт организовать, как бы спектакль поставить. Было бы приятно узнать, что и сегодняшняя творческая молодежь живет такими идеями и порывами.

Алина ПЕЧЕРСКАЯ,
фото Лилии ДМИТРИЕВОЙ


Tags: , , , , , ,

Comments are disabled