Обновленные «Роковые яйца» как хитрый способ удержать молодых актеров в Казани

Июнь 2, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Избранные публикации "МТ", Культура / Шоу-бизнес.

В год празднования 120-летия одного из самых загадочных писателей Михаила Афанасьевича Булгакова театр имени Качалова подготовил премьеру обновленного спектакля «Роковые яйца».

Мюзикл в постановке Александра Славутского создан специально для труппы казанского драмтеатра, а музыка написана известным современным композитором Владимиром Дашкевичем. Тексты песен – поэта Юрия Ряшенцева.

Для тех, кто не в курсе

Россия, 20-е годы прошлого столетия. Ученый-зоолог, профессор Персиков (в исполнении народного артиста РТ Михаила Галицкого) изобретает уникальный красный луч, при помощи которого скорость рождения и развития организмов увеличивается в тысячи раз. Он начинает серию экспериментов, которые быстро прерываются из-за того, что приказом сверху ученого лишают оборудования, необходимого для генерации луча. Причина проста: в стране разразился куриный мор. Желая восстановить поголовье из заказанных за границей яиц, заведующий показательным совхозом «Красный луч» Александр Рокк (Илья Славутский) добивается, чтобы оборудование перешло в его распоряжение. Но по случайности вместе с заграничными куриными в столицу прибывают яйца рептилий, которые Персиков выписывает себе для проведения экспериментов. Происходит путаница, и Рокку отправляются не те яйца. Вылупившись из них, анаконды и крокодилы начинают пожирать все на своем пути…

роковые яйца казань

Всеобщая занятость

В мюзикле задействована практически вся труппа, включая молодое поколение выпускников курса РАТИ. В спектакле – только живое музыкальное сопровождение и живой вокал.

По замыслу художника-постановщика Александра Патракова в оформлении спектакля использованы желто-коричневые тона. А на актерах одежда, характерная для революционного времени (над новыми костюмами работала московский художник Елена Четверткова). Во время спектакля слышны сухие щелчки выстрелов, от которых непроизвольно вздрагиваешь. В стране происходят аресты, расстрелы без суда и следствия, царит страх, одним словом, беспредел… Все это очень правдоподобно сыграли актеры-сотрудники ГПУ (государственного политического управления при НКВД РСФСР – прим. автора) в кожаных плащах. Даже от одного их вида председатель домкома, принявший на хранение галоши, падает в обморок.

Как и автор произведения, так и режиссер постановки прибегает к символам. Чиновники-большевики, напоминающие Швондера из «Собачьего сердца», здесь одеты в черные костюмы с красными нарукавниками, словно по локоть в крови, а красные губы и щеки у них, будто бы у демонических сущностей. И всем этим руководит комиссар Дыркин – прекрасная актерская работа в исполнении Ильи Петрова. Хотя от одного взгляда самого персонажа у зрителей пробегают мурашки по спине.

На уровне сыграл и актер Марат Голубев в роли Иванова (ассистента профессора Персикова), который точно сумел передать образ ученого-интеллигента, но оказался жертвой своего времени и был бессилен перед такими комиссарами. Образ журналиста Альфреда Бронского, сотрудника московских журналов «Красный ополченец», «Красный перец», «Красный прожектор» и «Красный ворон», удался народному артисту России и РТ Геннадию Прыткову. Он даже напомнил мне некоторых коллег – вездесущ и появляется «в нужный момент и в нужное время», фактически является тенью комиссара.

Прекрасен и многозначен финал, где беспомощный профессор Владимир Ипатьевич Персиков остается один на один перед взбунтовавшейся толпой.

Авторы постановки и актеры смогли показать, какой ужас являет собой неуправляемая толпа, которую всегда нужно было расшевелить, подталкивать, но после того, как анаконда проглатывает Маню (Елена Ряшина), она становится неуправляемой, неадекватной. И от нее исходит ощущение разрушительной силы, становится страшно, когда толпа движется на профессора.
А с неба падает снег, он кружится, летает…

17 сердец в новой смене качаловцев

– Благодаря поддержке Правительства и Министерства культуры РТ, которые выделили президентский грант, мы выучили 17 ребят, – рассказывает о своих воспитанниках художественный руководитель курса, главный режиссер и худрук театра Александр СЛАВУТСКИЙ. – А мэрия столицы помогла обеспечить их жильем. Ведь студенты приехали к нам учиться из разных концов республики и даже соседней Марий Эл.

456

Ребята выросли здесь, на этой земле, она для них родная. Не секрет: те, кто уезжает учиться в Москву, даже в национальную студию, как правило, не возвращаются – выходят замуж или женятся, стараются устроиться в столичный театр, зацепиться там. А мы получили возможность выучить ребят в своем коллективе, на базе нашего театра совместно с московскими педагогами РАТИ (ГИТИС), воспитав новую высокопрофессиональную актерскую смену качаловцев. Выпускники же получили диплом одной из ведущих театральных школ мира. Они и росли здесь как актеры. Театр для них стал родным домом, и другого театра они не знают. Многие подрабатывают тем, что помогают ставить декорации, чистят двор от снега, моют полы, не боятся испачкать руки. Ребята делают многое, как бы делали в родном доме, чтобы он был уютным, родным. Особо выделять кого-то не хотелось, они все способные. Выпускники же, в одночасье ставшие актерами театра имени Качалова, теперь однозначно узнаваемы, а кто-то вошел и в число ведущих артистов. В любом случае, с первого же курса студенты были заняты в наших спектаклях, привыкая к сцене, практикой закрепляя теорию.

Вся молодежь прекрасно танцует, у них отличная пластика. Это важно, ведь многие спектакли у нас музыкальные. Они знают и умеют все, и если актеры старшего поколения разминаются на сцене, то молодая поросль, стоя за кулисами, повторяет все их фразы, монологи. Я рад, что у нас выросла прекрасная замена, и она дышит в спину корифеям сцены. Мой учитель Андрей Гончаров говорил: «В старые меха нужно вливать молодую кровь». А сегодня получить такой поток «свежей крови» в нашу труппу сродни ее оздоровлению. Можно, конечно, пригласить молодого актера из училища или института, но ведь из всего выпуска будет от силы только один, который нам нужен. У них своя школа, другой язык, им нужно привыкать к людям, к коллективу, и прижиться бывает очень тяжело.

Театр дважды выпускал актерский курс РАТИ-ГИТИС. Выпускники первого набора 1998 года – сегодня ведущие артисты театра. В течение трех лет они изучали азы актерского мастерства непосредственно в стенах театра, со второго курса были заняты в спектаклях. Дипломная постановка курса, мюзикл «Приключения Тома Сойера», прочно вошла в репертуар театра, собрала полные залы как в родном городе, так и на гастролях.

На премьере побывала
Альфия ГАНЕЕВА


Tags:

Comments are disabled