Нужно петь как надо, или Музыкальные «Башмачки»

Апрель 15, 2010 by i16.ru | Filed under 2010, Архив, Культура / Шоу-бизнес.

Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что нынешний театр начинается уже не только с вешалки, но и… с кабинета вокала. Так считает хормейстер Казанского татарского ТЮЗа имени Габдуллы Кариева Лилия ЗАЙНУЛЛИНА.

кариева лилия

Как концертирующая актриса, она понимает, что должна дать актеру. Еще во время репетиции требует включить не только голос, но и интуицию, образ своего героя. А для его раскрытия нужны песни.

– Я стараюсь мелизматику голоса актера не убирать, а наоборот, сохранить, – делится секретами своей работы хормейстер. – Ведь у многих она очень богатая от природы. Могу сказать, что даже в эстраде нет таких певцов, обладающих шикарным, мягким тембром, какие есть в нашем театре. Когда актеры с утра приходят на репетицию, они должны «разбудить» свой голос. Ведь главное для актера – правильная постановка дыхания, и чтобы его слова, реплики были слышны даже на последнем ряду. А если зритель ничего не слышит, он свое внимание будет обращать на посторонние вещи, тем самым нарушится диалог актера со зрителем. Это недопустимо для молодежного театра, и об этом нужно всегда помнить.

О себе

– Музыка с детства была неотъемлемой частью моей жизни: танцевальный кружок, музыкальная школа. После – хоровое отделение Казанского государственного института культуры (нынешнего КГУКИ). Потом фольклорно-этнографические ансамбли «Веселые волгари», «Сорнай», где я прошла большую школу.

Танцевала, пела, играла на народных инструментах. Побывала с концертами за рубежом, во многих городах и селах нашей большой страны, одновременно собирала народные песни и танцы. После таких поездок решила стать профессиональной певицей. Легко сдала вступительные экзамены и поступила в Казанскую государственную консерваторию, в класс Альфии Загидуллиной.

А в наш театр попала случайно. Когда я была студенткой второго курса, со мной в ансамбле «Сорнай» выступал актер татарского ТЮЗа Расиль Аббаш. Однажды он сказал, что у них нет педагога по вокалу, и поинтересовался, не хотела бы попробовать свои силы? А по программе у нас должна была быть педагогическая практика, я рискнула. Тогда театр располагался в старом здании по улице Островского, его директор Фарит Хабибуллин был человеком железной дисциплины и очень требовательным во всех отношениях. Вначале, конечно, приходилось тяжело, ложилась большая нагрузка на мои голосовые связки. Уроки вокала были по 7 часов в день.

Первый мой спектакль «Кызлар-йолдызлар» был на военную тематику, и актрисы пели а капелла, без музыкального сопровождения. После премьеры с этой постановкой театр поехал на гастроли в Брест. Во время спектакля актеры исполняли песню «Солдатлар», при этом маршируя и чеканя каждый шаг. Позже у режиссера поинтересовались: «У вас что, поет профессиональный хор?» Узнав, что исполнители – актеры театра и это первая работа педагога по вокалу, были очень удивлены.

С тех пор прошло 14 лет. Все это время я училась и росла вместе с актерами. Теперь уже и молодые артисты нашего театра за два года начинают петь поставленными голосами. Конечно, их в театральном училище тоже учат вокалу. Но там они студенты, которые могут и пропустить занятия. А здесь от спектакля не убежишь, все в конечном результате отразится на твоей работе, в роли. У нас в театре поют все – даже те, которые отнекивались и говорили, что они «профнепригодны».

О труппе

– Хорошо тогда, когда ты приходишь на работу с настроением, как к себе домой. Когда есть сложившийся коллектив, который тебя понимает и воспринимает. Постепенно молодежь взрослеет, создает семьи, у них начинаются материальные трудности, и многие, к сожалению, уходят. Уходят прекрасные актеры, в которых столько вложено. А это минус для моей работы, и нужно начинать с нуля. В основном увольняются мужчины, которым нужно содержать семьи…

foto-873

У нас в труппе есть актеры, у которых по трое детей. Они вместе приходят на репетицию, а некоторые даже участвуют в наших постановках. Например, у Ильнара и Лилии Низамеевых старший сын играл в спектакле «Алмачуар», у Энже Камалиевой – в «Печэн базары», у Халиды Сунгатуллиной дочь играла в «Сак-Сок». Есть среди актеров и такие, кто пишет музыку. Так, Марсель Махмутов еще в театральном училище создал мужской квартет, жаль, что он распался. Мы с актерами также выступаем в различных регионах России на сабантуях, где проходят наши сольные концерты.

О премьере

– Мне было легко работать на недавно прошедшей премьере музыкальной комедии «Башмачки» по пьесе Тази Гиззата на музыку Джаудата Файзи. Наверное, потому, что по образованию я дирижер и вокалист сольного пения. Режиссер театра Ренат Аюпов впервые ставил этот спектакль по оригиналу 13 лет назад. Но время идет, зритель меняется. Молодежи хочется показать классику в современной интерпретации. Нынешняя постановка требует краткости, фантазии, ритмичности и пластики.

«Башмачки» можно играть на любой площадке, это своего рода театр в театре. Такой метод используется на Востоке.

Кроме постановки вокала, я занималась раскладыванием песни на три-четыре голоса. В этом мне помогал композитор и аранжировщик Азат Хусаинов. Он не только взял ответственность и поменял гармонию композитора Джаудата Файзи, но изменил и мелодию. Многие театры республики сегодня ставят эту музыкальную комедию, но наша более доступна для молодого зрителя. Мы упростили некоторые арии и по этой гармонии разделили их на голоса. Конечно, с каждым актером пришлось работать отдельно, ведь кто-то пел вторым голосом, кто подпевал. Изменили аранжировку некоторых песен, добавили темп. Работать было нетрудно, но было мало времени. Мизансцены пришлось сократить, потому что тогда бы спектакль шел три часа. Хоры поют в два-три голоса. Добавили мизансцену с куклами, цирковые номера под руководством Разиля Фахертдинова, восточные танцы балетмейстера Венера Хамитова. Все это только оживляет спектакль. Актеры играли по несколько ролей и выполняли акробатические трюки. Галимжан (Айназ Нургалиев) делал трюки, а потом еще и пел.

Главную женскую роль Сэрвэр исполнила студентка второго курса Казанской консерватории Алсу Шамсетдинова. Она дебютировала осенью прошлого года в спектакле «Галиябану». Автор декораций и костюмов – главный художник камаловского театра Сергей Скоморохов. Все актеры прекрасно вписываются в эту классику.

А Матильда (Аделя Ахмадуллина), о которой в тексте автора только упоминается, но которую никто в глаза не видел ни в одном театре? Режиссер ввел этот образ в начало спектакля и тем самым начал развивать сюжет. Эта молодая, только что после училища актриса обладает прекрасным голосом и хорошо сыграла свою роль.

foto-946

В нашем театре работают искренние люди, преданные своему делу. Ведь притворяться здесь невозможно. Исполнитель роли Зыя бая – народный артист РТ и заслуженный артист России Нуриахмет Сафин перед спектаклем подходил и просил с ним распеться. Он как дебютант волновался и переживал. Конечно, у актеров старой закалки этого не отнять, и я всегда их ставлю молодым в пример.

О трудностях

У актеров они появляются сами собой, когда их не ждешь. Особенно после поездки куда-нибудь в район в холодном автобусе или на второй день после премьеры, где актеры выкладываются и потом «расслабляются». А когда приходят на репетицию с осевшими голосами, уже не поют, а хрипят. Конечно, я ругаю их, что они ходят по улице раздетые и без головного убора, что не берегут горло. Они забывают, что музыкальная роль – это большая ответственность. Хотя и понимаю, что все это по молодости.

Бывает и такое, что актер на репетиции прекрасно берет верхние ноты, а на следующий день перед спектаклем не может петь из-за несмыкания голоса. Но главное, что голос есть, а в будущем после постоянных занятий вокалом они обязательно распоются. Ведь в каждой профессии существуют свои секреты и тонкости.

О мечте

– Осуществилась самая главная мечта для любой женщины – я стала мамой прекрасной дочурки. Но как только ей исполнилось 10 месяцев, вышла на работу. Домашние меня поддержали, они же понимают, что я не могу оставить театр без хормейстера.

Есть большая мечта – сделать хороший сольный концерт актеров нашего театра. Нужно подобрать репертуар, и я думаю, что сделаем это обязательно. Ведь было выпущено много музыкальных спектаклей – «Умырзая», «Жырларым», «Диляфрузгэ дурт кияу», «Кыю кызлар», «Печэн базары» и другие. В них вводятся народные песни, которые стали забываться. Актеры прекрасно поют их в четыре голоса, и думаю, что такие концерты обязательно найдут своего слушателя, которые истосковались по хорошей песне. Мечтаю, чтобы наших актеров знали пофамильно и в лицо. Они этого достойны. Если мы так будем развиваться, надеюсь, что в будущем наш театр станет драматически-музыкальным. И для этого есть все возможности.

После премьеры

118-m1– Конечно, как представителю старой актерской школы мне трудно воспринимать игру молодых актеров и постановку в целом, – поделилась после премьеры народная артистка Татарстана и Башкортостана Гульсум ИСАНГУЛОВА. – Наше поколение выросло на оригинале классика Тази Гиззата, и, наверное, поэтому такой поворот музыкальной пьесы принять трудно. Здесь и музыка другая, и текстура изменена. Но, думаю, что сегодня эту музыкальную комедию нужно ставить именно так. Посмотрите, как принимала эту постановку современная молодежь. На «ура», со свистом и одобрением! Я, будучи студенткой Высшего театрального училища имени Щепкина в Москве, играла Сэрвэр, но это была другая эпоха, другие нравы и восприятие жизни. Мне очень понравилась игра современной героини – Алсу Шамсетдиновой. Хотя у нее нет театрального образования, она обладает прекрасным голосом и артистическим даром от природы. Она умеет играть, чувствует сцену, живет в образе Сэрвэр. Хочу похвалить и игру Айназа Нургалиева (Галимжан), который полностью соответствует образу своего героя. Я давно наблюдаю за работой главного режиссера театра Рената Аюпова. Он смело импровизирует на сцене. Радует, что молодежь все его работы воспринимает, а это главное.

Альфия ГАНЕЕВА


Tags: , , , , , , , , , ,

Comments are disabled