Гастроли для театров: PR или средство заработка?

Январь 29, 2011 by i16.ru | Filed under 2011, Архив, Избранные публикации "МТ", Культура / Шоу-бизнес.

Служить высокому искусству и своими спектаклями утверждать в сердцах зрителей справедливость, доброту, любовь к ближнему – предназначение актера. Но одними высокоморальными помыслами, как говорится, сыт не будешь, и театралы вынуждены постоянно думать о хлебе насущном. Считается, что именно желание заработать заставляет их регулярно выезжать на гастроли. Так ли это на самом деле и насколько рентабельно давать выездные спектакли, мы побеседовали с руководителями ряда татарстанских театров.

Ради публики

– В нашем небольшом городе нефтяников из 150 тысяч жителей интерес к театру проявляют 2-3 процента, – делится директор Альметьевского татарского драматического театра Фарида ИСМАГИЛОВА. – Вместимость нашего зрительного зала – 400 человек. Конечно, если бы не постоянные гастроли, дефицит зрителя ощущался бы куда острее. В нашем городе всего лишь один национальный драмтеатр, количество зрителей одно и то же. Потому очень сложно добиться высокой доходности. Нам приходится работать на кассу.

Но нельзя ставить театру задачу быть источником доходов, быть обязательно рентабельным. Где-то, может быть, постановки и способны приносить прибыль, но не у нас. Театральная работа должна быть на попечении государства. Погоня за деньгами далеко отодвигает нравственную составляющую нашей работы…

В прошлом году мы гастролировали в Оренбургской, Челябинской, Самарской областях, Башкортостане и Ижевске. Кстати, в первый приезд в этот город зал был заполнен в три ряда, а через пять лет мы уже давали спектакли при полном аншлаге. У нас есть свои 2 автобуса – новый и старый. Но сейчас заметно подорожала и цена на бензин. Мы просто в ужасе от этого.

Недешево обходится и проживание актеров. После гастролей в Казани нас ждут в Уфе, где мы выступим в театре «Нур». В Санкт-Петербурге примем участие во Всероссийском театральном фестивале «Арлекин-2011». Нас пригласили принять участие летом на Сабантуе в Вильнюсе, где у нас есть свои зрители, но это опять потребует определенных финансовых затрат.
Никакой телевизор не заменит общения актера со зрителем. Поэтому театр вечен. Мы всегда были и всегда будем верны своему нравственному долгу. Поэтому цена билетов на спектакли низкая: 100-150 рублей, ведь зритель нынче тоже небогатый. Мы играем полноценные спектакли даже тогда, когда зал заполнен наполовину.

Нужно заметить, что чем больше доходов у человека, тем он меньше ходит в театр. Он отдает предпочтение другим видам развлечений: разъезжает по миру, ходит на спектакли московских театров, на зрелищные шоу-программы. Это огорчает. Профессиональные качества наших актеров ничуть не хуже, чем в театрах крупных городов. Ведь подготовкой актеров и для центра, и для периферии занимаются одни и те же учебные заведения. В этом году мы ждем пополнение в труппу: из Казанского театрального училища к нам возвращаются 15 актеров, которые учились по целевой программе. Хочется отметить и поблагодарить руководство «Татнефти», которое ежегодно выделяет благотворительную помощь из фонда «Милосердие» в размере 1 миллиона рублей для актеров Альметьевского театра. Для нас это большая поддержка.

Рынок все не решит

– Наш театр один из немногих, который не прекращал практику больших гастролей, – рассказывает художественный руководитель и директор БДТ им. В. Качалова Александр СЛАВУТСКИЙ. – В разные годы мы по 20 дней гастролировали в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Сочи… В июне планируем поехать в Ростов-на-Дону. Но могу сказать, что даже при 100-процентной заполняемости залов гастроли государственных театров с экономической стороны рентабельными быть не могут. Сегодня поднялись цены буквально на все и выросли до бесконечных размеров. К сожалению, даже гастролируя по нашей республике, затраты не оправдываются. Ведь проезд, проживание, фуры с декорациями стоят больших денег.

Считаю, что гастроли можно считать рентабельными только с той точки зрения, что это способ воспитания личности, чувства художественного восприятия у человека. Мы работаем на генофонд народа и своими спектаклями поднимаем репутацию театра, региона, имидж республики. У нас, к сожалению, отсутствует идеология в направлении искусства, да и не только.

Если императрица Елизавета, организовав русский театр, продвигала монархические идеи, коммунисты – свои, то сегодня считается, что рынок сам все решит. Влиять на души человека должны все институты, которые существуют в стране. Если мы приехали в первый раз в Марсель, и наш министр культуры целый час рассказывал зрителям, что это за республика –Татарстан – и где она находится, то когда мы приехали туда уже во второй раз, нам уже кричали: «Браво, Казань, браво, Татарстан!» Элемент престижа очень важен, и он требует определенных затрат.

Искусство всегда было планово-убыточным. Олег Табаков при последнем посещении Казани и нашего театра подписал: «С уважением к 43 процентам». Именно столько в прошлом году мы самостоятельно заработали (в общем бюджете театра – прим. «МТ»), и поверьте, это много. Другие театры получают и того меньше. Мы не можем поднять цены на билеты, потому что основной наш зритель – инженеры, врачи, преподаватели, студенты… Мы не имеем права отлучить их от театра.

Гастроли нужны, чтобы общаться, понять критерии, как мы работаем: хорошо или плохо? Отрадно, что нас знают в России, Болгарии, Финляндии, Турции, во Франции. Бывая там, мы понимаем, что работаем правильно. В искусстве все субъективно, и без него все станет скучнее, грустнее. Я люблю свое дело, театр и не могу не заботиться о нем.

10% с выручки

– Гастроли без поддержки учредителей себя оправдать не могут, – сказал директор Казанского ТЮЗа, заслуженный работник культуры России и Татарстана Фарит ШАМСИЕВ, который вот уже 30 лет руководит молодежным театром.

– Цены на билеты у нас недорогие – 150-200 рублей. Мы не можем позволить в детском театре повысить их до 500 рублей, как в Москве. Тогда кто будет приходить на спектакли? Попробуйте продать билеты, чтобы содержать 35-40 человек, которые выезжают на гастроли. А ведь проживание в гостинице в сутки нынче на человека обходится около 1700 рублей. С каждым годом дорожает и проезд на поезде. Например, билеты до Москвы стоят 3 тысячи рублей, да еще и суточные нужно платить. На гастроли все едут в купе, но в гостинице при заселении народный артист имеет право жить в одноместном номере, если, конечно, позволяет финансовое состояние театра.

Последние гастроли у нас были в прошлом году в Кирове, куда мы поехали на заказных автобусах. Нанять один автобус стоило около 70 тысяч рублей. Наши гастроли прошли на «ура», и заполняемость зала была почти стопроцентной. А наш зал вмещает 267 человек. Но нужно отметить, что это были обменные гастроли – мы поехали к ним, а они к нам. То, что мы заработали там, делили пополам с Кировским театром, а они с нами. Вот такой бартер! Мы повезли спектакли «Остров сокровищ», «Свадьба с генералом», «Вкус меда». Зритель нынче привередлив, и на халтуру он не пойдет. Ему нужна хорошая постановка – будь это классика или комедия. А что получает актер от гастролей? Помимо мизерного оклада, в первую очередь моральное удовлетворение. А в театре они получают 10 процентов от выручки спектакля, где они играют.

Это, конечно, вызывает определенную заинтересованность с их стороны. Такую балльную систему ввели лет 10 назад. Несмотря на это, у нас нет текучести кадров, все – фанатики своего дела.

«МТ»-мнение
– Гастроли для молодого актера – это бесценный опыт и возможность увидеть мир, другие страны, людей с другим менталитетом. Хотя я работаю в труппе только третий год, но уже побывала с гастролями в Колумбии, Белоруссии, Казахстане, во Владикавказе, – перечисляет молодая актриса Камаловского театра Лейсан ФАЙЗУЛЛИНА.– Гастролировать я начала с первого курса, когда училась в КГУКИ у режиссера Фарида Бикчантаева. Такие поездки вдохновляют на рождение новых идей.
Общение с новыми зрителями повышает адреналин. Мне нравится атмосфера нашего театра, где все актеры равны, их не делят на ранги. На гастролях мы все живем в одинаковых условиях.
В нашем театре существует система баллов: чем больше играем, тем больше зарабатываем. На днях мы вернулись из Москвы, где гастролировали на сцене знаменитого Малого театра. За три года зрители соскучились по нашему театру. Все спектакли прошли с аншлагом. О спектакле «Тартюф» сделала репортаж съемочная группа первого российского телевизионного информационного круглосуточного канала международного вещания «Russia Today».

О гастролях побеседовала
Альфия ГАНЕЕВА


Tags:

Comments are disabled