Шамиль Фаттахов: «Мы помирили сербов и албанцев»

Ноябрь 5, 2009 by i16.ru | Filed under 2009 год, Архив, Избранные публикации "МТ".

3 ноября исполнилось 50 лет телевещанию в РТ. Более пяти лет на республиканском ТВ выходила еженедельная молодежная передача «ЗИПоПо», которую вел Шамиль ФАТТАХОВ. Она пользовалась популярностью у зрителей: чтобы попасть в студию, студенты и школьники записывались на передачу за месяц.

– В 1993 году я работал редактором молодежных программ республиканского телевидения, – вспоминает автор проекта. – В это время на ГТРК выходила дискуссионная передача «Телеакадемия», в которой аудитория могла обсуждать наболевшие острые вопросы. Но у нее был один минус – ее вели профессиональные психологи. Программа требовала доработки. И вот наша редакция получила заказ от Минмолодежи и Министерства образования РТ запустить проект, который помог бы молодым людям решить проблемы поведения: как выйти из кризисной ситуации, «разрулить» конфликт, научиться понимать взрослых, решать личные проблемы разного характера. Тогда же я познакомился с психотерапевтом из Германии Хамидом Пезешкяном, одним из создателей концепции семейной позитивной психотерапии. В результате мы создали яркое, динамичное, наглядное ток-шоу и назвали «ЗИПоПо» – Заочный Институт Позитивного Поведения. Это было своего рода ноу-хау.

«МТ»-досье
Шамиль Фаттахов – директор Центра нравственного воспитания детей и молодежи Казани «Акме», автор и координатор программы «ЗИПоПо», ведущий передач «Телесеанс» и «Селявидео!» на ГТРК «Татарстан». По образованию: эколог-биолог (КГУ), режиссер кино и телевидения (Академия театра, музыки и кинематографии (Санкт-Петербург). В 2001 году ему присуждена международная премия GLOBArt (Австрия) за миротворческую деятельность на Балканах, в 2008 году – премия Международной ассоциации конфликтологии ACR (США) за успешный международный миротворческий проект.

Что такое «ЗИПоПо»?

– Само занятие в нашем «институте» представляло собой театрализованную сценку по определенной теме с последующим обсуждением. Разыгрывалась какая-либо типичная жизненная ситуация, однако не до самого конца. В самый кульминационный момент ведущий приостанавливал игру актеров и обращался к зрителям с просьбой обсудить ситуацию с морально-нравственной точки зрения и найти положительное разрешение конфликта. Таких ситуационных драм за одну встречу можно было провести несколько, привлекая к активному обсуждению самих зрителей. Самые удачные и глубокие ответы по традиции «ЗИПоПо» поощрялись апельсином. После всеобщего обсуждения различных вариантов положительного решения проблемы сцена заканчивалась финалом, в котором предлагался самый оптимальный выход.

Во время эфира была организована прямая связь, и телезрители, желающие высказать свое мнение, звонили в студию. На программу приходили в основном старшеклассники и студенты – молодежь в возрасте от 15 до 20 лет. Нам было важно, чтобы молодой человек сам проиграл эту ситуацию, потому что с психологической стороны это крайне важно. Мы это называем моделированием позитивной жизненной ситуации.

При обсуждении списка важных тем, через которые должен пройти молодой человек для подготовки к взрослой жизни, их набралось около 500. Затем мы создали еще несколько сот тем для молодых журналистов, рабочих, военных, сотрудников милиции… У каждой группы населения, независимо от социального положения и принадлежности, возраста, пола, есть свои специфические вопросы, которые обязательно нужно проговорить. Вот тогда мы поняли, что создали универсальную педагогико-психологическую технологию.

С 1994 по 1999 годы передача шла на татарстанском телевидении и пользовалась большой популярностью. Люди разных профессий стали интересоваться: где и как научиться такой методике? Тогда мы разработали методику для педагогов, психологов и социальных работников, затем начали проводить трехдневные тренинги-семинары.

Программа «ЗИПоПо» прошла апробацию во многих городах нашей республики, затем в Ижевске, Перми, Томске, Улан-Удэ, Хабаровске, Чите и других городах России, в странах СНГ. Оказалось, что «ЗИПоПо» может работать не только в телевизионном формате. В Хабаровске проект несколько лет шел на радио, а кое-где использовался как школьная программа. В Южно-Сахалинске он проходил в центральной городской библиотеке. Мы увидели, что «ЗИПоПо» – эффективная программа в воспитании детей и молодежи. И ее можно проводить повсюду: в детском саду, школе, училище, вузе, во дворе, летнем лагере и т.п.

Проект выходит в мир

– В 1995 году организаторы Всемирного Конгресса женщин пригласили нас в Пекин, где мы должны были провести одну презентацию «ЗИПоПо». Но интерес оказался такой огромный, что вместо одной презентации нам пришлось провести целых пять. Зал был переполнен, и многие люди стояли. Вот так за неделю мы стали знаменитыми.

После этого я вплотную занялся данным проектом. Мы подготовили людей из 64 стран, обучили около 2000 ведущих. Были проведены более ста семинаров в Боливии, Бразилии, Аргентине, Канаде, США, Финляндии, Швеции, Норвегии, Италии, Португалии, Греции, Индии, Китае, Малайзии… К огорчению телезрителей Татарстана, мы были вынуждены закрыть ТВ-программу, потому что хотели развить идею на международной арене. Нам хотелось узнать, как она будет работать с африканцами, китайцами, индийцами или, скажем, немцами. Оказалось, что она универсальна – работает везде, и зарекомендовала себя как эффективный инструмент нравственного воспитания молодежи и общества в целом. Люди настолько похожи, у всех одинаковые проблемы, все хотят жить счастливо и без конфликтов.

В 1999 году Международная организация Royaumont, работающая на укрепление стабильности и добрососедских отношений в странах Юго-Восточной Европы, попросила нас поработать с ними. Проект спонсировали герцогство Люксембург, Министерство иностранных дел Франции и ряд общественных организаций.

В течение 3 лет мы объездили всю Восточную Европу. Два раза работали в Косово, где только что закончилась война. Здесь собрали две группы представителей молодежи – албанцев и сербов. Сербы приехали под защитой военных из НАТО и международной полиции. Нас поселили в дальней гостинице, набитой полицейскими. Можете представить состояние ведущих, которым нужно было работать перед двумя враждующими сторонами, потерявших близких в этой бессмысленной войне. К нам подошел юноша-албанец и сказал: «Ребята, не бойтесь, если нужно, я вас защищу». Знаете, пока мы неделю работали над программой, албанцы и сербы так подружились друг с другом, как будто и не было никакой вражды. А когда разъезжались, ребята никак не могли распрощаться: они обнимались и плакали. К нам подошел представитель ООН и удивленно спросил: «Как это у вас получилось? Мы тратим миллионы, чтобы эти народы помирить, а вы за неделю достигли того, что у нас не получалось все эти годы».

Следущий шаг – «Золотая стезя»

– Международная программа не принесла нам ни денег, ни иных материальных благ. Но когда видишь реальный положительный результат, как меняется молодой человек и у него появляется просветление в голове, вот ради этого стоит работать. Например, в Эрфурте (Германия) нас попросили провести «ЗИПоПо» в обычной школе. Учительница заранее предупредила, что у них в классе есть мальчик, которого никто не любит и над которым все смеются. Войдя в класс, я его определил сразу: крупный, почему-то лысый и запуганный. Мы показали драму об избитом турке и начали обсуждать. Вдруг, гляжу: мальчик поднимает руку и начинает говорить очень умные вещи. Все удивленно вытаращивают глаза. Мы все радостно хлопаем и по традиции даем ему апельсин. Через пять минут он опять поднимает руку и говорит еще более умные вещи. Все мои помощники были в приятном шоке. В конце занятия он был единственным в классе, кто получил сразу три апельсина. По окончании программы к нему подошли одноклассники и похлопали по плечу. Учителя сами удивились такому повороту событий: «Мы два года бились, чтобы вытащить мальчика, а вы за 45 минут сделали его героем класса». А мы просто дали ему возможность показать свой интеллект и включить самостоятельное мышление. Таких примеров у нас много, и происходят они в разных странах мира.

Недавно мы разработали версию программы «ЗИПоПо» для школ, которая называется «Алтын юл» – «Золотая стезя». Ее задача – помочь учащимся жить в мире между собой, с учителями и родителями, применять на практике высшие нравственные принципы. Уже провели апробацию в 23 школах республики – Казани, Альметьевске, Набережных Челнах, Зеленодольске, Камских Полянах – и получили положительные отзывы. Мы мечтаем, чтобы программа работала во всех школах Татарстана.

Беседовала Альфия ГАНЕЕВА


Tags: , , , , , , , , , , , , , , ,

Comments are disabled